Исторический анализ изучения и типологии умственной отсталости
Введение
В любой сфере человеческой деятельности опора на исторический опыт является неотъемлемым условием прогресса. Именно поэтому работы ученых, которые посвятили свои исследования становлению истории той или иной практической или научной области, являются бесценным знанием, необходимым любому профессионалу.
На данный момент существует много работ, посвященных различным направлениям и наукам: философия, история, естествознание, психология, педагогика и так далее. Однако, специальным областям педагогики, таким как олигофренопедагогика - наука, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, «повезло» меньше. С каждым днем проблема умственной отсталости становится более актуальной. Рождаемость детей с интеллектуальными нарушениями развитии растет от года в год. Показатели распространенности умственной отсталости в мире колеблются в широком диапазоне.
Оглавление
Введение.………………………………………………………………..………...3
Глава 1. Исторический анализ проблемы изучения этиологии и типологии умственной отсталости за рубежом
Становление и развития понятия «Умственная отсталость» в медицинской науке за рубежом
Развитие научных представлений о умственной отсталости в зарубежной психолого-педагогической науке
Современные зарубежные исследования по проблеме изучения и типологии умственной отсталости
Глава 2. Исторический экскурс в проблему изучения этиологии и типологии умственной отсталости в отечественной науке
2.1. Развитие научных представлений об умственной отсталости в отечественной медицине
2.2. Исторический обзор достижения психолого-педагогической науки по проблеме умственной отсталости
2.3. Современные исследования в области типологии умственной отсталости в России
Заключение…………………………………………………...…………………41
Список литературы.………………………… …………...................................43
Приложение………………………………………..…………………….....…...45
Список литературы
Ахметова Д. З., Горынина В. С., Орлов Г.В., Митрофанов И. А., Дети с умственной отсталостью в инклюзивной группе: методическое пособие. / Ахметова Д. З., Горынина В. С., Орлов Г.В., Митрофанов И. А. – Казань: Изд-во «Познание» Института экномики, управления и права, 2015. – 96с.
Бабина Г. В., Соболь А. С. Изучение, обучение и воспитание детей с нарушениями развития / Бабина Г. В., Соболь А. С. // Специальное обучение. – 2012. - №2. – С. 11.
Басилова Т, А., Головчик Л. А., Жигорева М. В., Переверзева М. В., Саломатина И. В. Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями (ХХ век): Хрестоматия / Басилова Т, А., Головчик Л. А., Жигорева М. В., Переверзева М. В., Саломатина И. В. – М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2022. – 532 с.
Бездетная, О.С. Эволюция понятия «умственно отсталый» в зарубежной и отечественной дефектологии / О. С. Бездетная // The Emissia Offline Letters. – 2006. —С. 5 — URL: http://www.emissia.org/offline/2006/1053.htm (дата обращения: 14.03.2023).
Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости / Л. С. Выготский — Собрание сочинений, том 5. — 1983: Педагогика, 1983 — 368 c.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития: от изучения к новаторским практикам воспитания и обучения. Хрестоматия/ С 1900 по 1990 гг. / Т.Н. Исаева [и др.]; под редакцией Т.А. Соловьевой, С.Б. Лазуренко. – М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2022 – 464 с.
Жарова Д. В. Подходы к обучению и воспитанию «особенных» детей: исторический анализ и современное состояние проблемы / Жарова Д. В. // Science Time. — 2015. — № 12. — С. 250-252. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-obucheniyu-i-vospitaniyu-osobennyh-detey-istoricheskoy-analiz-i-sovremennoe-sostoyanie-problemy (дата обращения: 14.03.2023).
Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Епифанцева Т.О./ Т. Б. Епифанцева — 2-е изд.. — Ростов н/Д: Феникс, 2007 — 486 c.
В случае с умственной отсталостью наиболее эффективным показателем было интеллектуальное развитие ребенка, определенное достаточно объективным инструментальными способами и зафиксированное в измерительных единицах.Когда психиатры заинтересовались проблемой умственной отсталости, были предприняты первые попытки классифицировать умственную отсталость и организовать образовательную поддержку для детей этой категории, таким образом появились своего рода продвижения в науке, которая после получила название олигофренопедагогика.
В начале 20 века психолог-педагогическое направление заняло ведущее место в изучении слабоумия (в дальнейшем деменции) в связи с педагогическими потребностями, то есть необходимостью дифференциации различных типов содержания образования, методов.