Гендерные различия эмоционального интеллекта.
Введение
Актуальность. В настоящее время очень важным становится развитие понимания ребёнком собственных эмоций и эмоционального состояния окружающих его людей. В процессе онтогенеза человек развивается по периодам, каждый из которых обуславливается различными физиологическими и психическими изменениями в организме, однако, общепринято считать, что самым сложным периодом является подростковый. Школьный возраст характеризуется тем, что в этот период в организме человека происходят кардинальные изменения, которые касаются личностной, когнитивной, эмоциональной сфер. Эмоциональный интеллект как способность человека интерпретировать свои собственные эмоции и чувства, а также распознавать эмоции и чувства других людей, в младший школьный возраст период претерпевает качественные изменения.
Проблема развития эмоционального интеллекта наиболее актуальна в младшем школьном возрасте, так как он является периодом становления психических функций, личностных образований. Вопросы эмоциональной
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретический анализ подходов современной психолого-педагогической науки к представлению об эмоциональном интеллекте у детей5
1.1. Сущность понятия эмоциональный интеллект в исследованиях отечественных и зарубежных психологов5
1.2. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта9
1.3. Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста12
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей эмоционального интеллекта17
2.1. Методы и организация процедуры исследования17
2.2. Результаты исследования эмоционального интеллекта мальчиков и девочек младого школьного возраста и их анализ 19
2.3. Методические рекомендации для педагогов и детей по развитию эмоционального интеллекта мальчиков и девочек младшего школьного возраста21
Заключение26
Список использованных источников и литературы28
Приложения30
Список использованных источников и литературы
Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии / О.О. Андронникова. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2014. - 272 c.
Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации / И.Н. Андреева. - М.: Институт психологии РАН, 2019. - С. 31–39.
Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект»// Вопросы психологии.-2018.-№5.-С.83Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 78-86.
. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн.- СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-Пресс, 2011. – 426 с.
Вайсбах, X., Эмоциональный интеллект. Душа и тело / X. Вайсбах, У. Дакс. – М.: Лик Пресс, 2018. – 160с.
Гайирбекова, Д.Г. Половые различия в эмоциональной направленности / Д.Г. Гайирбекова // NOVAINFO.RU.- 2020. - № 119. - С. 37–39.
Гоулмен, Д. Эмоциональное лидерство / Д. Гоулмен, Р. Бояцис, Э. Макки. - М.: Смысл, 2015. – 245 с.
Карелина, И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет / И.О. Карелина. – Ярославль.: ТФИ-Пресс, 2016. – 257 с.
Клецина, И.С. Гендерная психология: практикум / И.С. Клецина. - М.: Питер, 2014. - 809 c.
Кравцов Г.Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей / Г.Г.Кравцов // Вопросы психологии. – 2016. – № 6. – С. 53-64.
Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А.Лабунская. — Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 608с.
Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект. - 2018. - С. 29-39.
Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2009. - 640 с.
Нгуен, М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта младшего школьника / Нгуен М.А. // Начальная школа.- 2018.- №1.- С. 83-85.
Рыжов, Д.М. Эмоциональный интеллект в системе психологических знаний / Д.М. Рыжов // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 4
По словам психолога Тавриса, гендерные роли мужчин и женщин ответственны за различия в эмпатии и эмоциональных реакциях между ними. Можно рассмотреть пример, отцы-одиночки в силу обстоятельств определяются женскими качествами, к которым можно отнести заботу и сочувствие. В этом случае их проявления социальной роли требуют сострадания, эмпатии и воспитывают в них необходимые эмоциональные качества, хотя такие проявления таких социальных ролей присущи только женщинам [2].
Ученые получили данные в исследованиях эмоционального интеллекта о статистически значимых различиях средних значений в уровне становления и развития эмоционального интеллекта у обучающихся мальчиков и девочек в школьном возрасте [4]. У мальчиков проявляется более низкий уровень становления и развития эмоционального интеллекта, нежели у девочек.
Эмпирические исследования взаимодействия эмоционального интеллекта