Организация мыслительной деятельности студенческой молодёжи
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. В современном мире возросла роль информации и информационных технологий, что привело к массовому потреблению информации. Повседневная жизнь особенно молодежи наполнилась гаджетами и быстрой поверхностной информацией. У молодых людей появились новые потребности в социальных сетях, скроллинге, Tik – tok, просмотре сериалов и так далее. Современная культура создает индивидов с раздробленным сознанием, не способных к системному мышлению. Данную проблему в своё время заметил французский философ Моль А., который писал о феномене “фрагментарного мышления” [15, с. 44]. Оно заключается в том, что индивид полностью погруженный в поток информации перегружается из-за чего мышление становиться ограниченным. Связано это с тем, что цепочка ярких эмоциональных образов не могу создать цельною картину мира. В двадцать первом веке сложилась понятие “Клиповое мышление”.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН «КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 6
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 11
РАЗДЕЛ 2. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 12
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 15
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 16
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАнтипина И.В. Клиповое мышление современных студентов: Магистерская диссертация студентки 2 курса очной формы обучения направление 44.04.02 Психолого-педагогическое образование магистерская программа «Психология образования» / науч. рук. Г. М. Ложкова - Тобольск, 2018. - 84 с.
Бейбутов Д.А., Михайлова Т.Л. Мир как конструкт клипового сознания, или о будущих сценариях человечества // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4. – С. 585–589.
Великова С.А. Самооценка студентов гуманитарного института как регулятор их успеваемости // Научно-педагогическое обозрение. – 2022. – №2(42). – С. 136-145.
Гиренок Ф. И. Клиповое сознание: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2016. – 256 с.
Головин С. Ю. Словарь практического психолога: – М.: Издательство АСТ, 1998. – 554 с.
Голубева С.Л. Фрагментарность восприятия информации как образовательная проблема // Проблемы высшего образования. – 2019. – №1. – С. 153-156.
Ильин Г.Л. Развивающее обучение или развивающее образование? // Педагогика и психология образования. – 2009. – № 12. – С. 90-101.
Казиник М.С. Музыкальные парадоксы: учеб. пособие. – М.: Издательство Бослен, 2022. – 288 с.
Клименко А.В. Когнитивная культура студентов в условиях цифрового образования // Преподаватель ХХI век. – 2023. – №1. – С. 18-29.
Козырева Г.И. К вопросу обучения поколения z // Образование и право. – 2023. – №1. – C. 77-80.
Кондрашихина О. А. Аттенционные возможности современных студентов // Гаудеамус. – 2023. – №1. – C. 95-102.
Кубанцева Д.И. Клиповое мышление в контексте образовательного процесса // Проблемы современного образования. – 2022. – №2. – С. 70-78.
Купчинская М.А. Клиповое мышление как феномен современного общества // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2019. – №210. – C. 15-21.
Маклюэн М. Война и мир в глобальной деревне / Маклюэн М., Фиоре К.; пер. с англ. Летберга. И. – М.: АСТ, 2012. – 219 с.
Метод парадоксов — это развивает аналитические способности и критическое мышление. «Парадокс» означает «противоречие». Исследования показали, что обучающиеся с пассивным сознанием принимают утверждения преподаватели на веру. Но когда учитель озвучивает два взаимоисключающих утверждения, как правило, ученики задумываются [9, с. 150-155].
Данные методы были популярны и ранее. Но учитывая особенности феномена «клиповое мышление», необходимо как в вышеперечисленных активных методах обучения, так и в традиционных методах изменить формат изложения, иначе структурировать информацию. Как можно чаще использовать яркие, четкие, наглядные, образные, запоминающиеся формулировки. Одним из таких вариантов, способствующим повышению эффективности умственной деятельности обучающихся с применением образов, — являются интеллектуальные карты или интеллект-карты.