Развитие зрительной памяти школьников с нарушением интеллекта на уроках географии
ВВЕДЕНИЕПамять является важным познавательным процессом, обеспечивающим переход от сенсорных процессов к интеллектуальным. С одной стороны, она связана с сенсорными процессами, так как оттуда к ней поступает информация о внешнем мире, а, с другой стороны, она сама является внутренним интеллектуальным процессом, закрепляющим и систематизирующим полученную информацию, которая потом перерабатывается и преобразуется воображением и мышлением в новые более сложные формы психики.
Именно память дает возможность индивиду накапливать опыт и использовать его в своей жизни. Благодаря памяти человек становится сознательной личностью и может дать отчет о том, кто он такой, что он знает и умеет делать и как должен вести себя в той или иной обстановке. Память включается в ощущения и восприятие, вследствие чего человек отражает предметы и их свойства как уже известные ему.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития зрительной памяти школьников с нарушением интеллекта на уроке географии 5
1.1 Понятие «зрительная память» 5
1.2 Характеристика детей с нарушением интеллекта 9
1.3 Особенности зрительной памяти школьников с нарушением интеллекта 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Методические аспекты развития зрительной памяти школьников с нарушением интеллекта на уроке географии 19
2.1 Диагностические критерии уровня развития зрительной памяти 19
2.2 Проведение коррекционной работы по развитию зрительной памяти у школьников с нарушением интеллекта на уроке географии 23
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список использованных источников 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАхмедова, Г.Г.Г. Исследование зрительной памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Г. Г. Ахмедова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2017. – № 5. – С. 70-80.
Бехтерева, Е.А. Формирование зрительной и слуховой памяти у детей младшего школьного возраста на первом году обучения [Текст] / Е. А. Бехтерева // Молодой исследователь: от идеи к проекту. Материалы II студенческой научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»; под редакцией Д. А. Михеевой. – 2018. – С. 59-62.
Васько, А.Д. Закономерности развития восприятия и зрительной памяти у детей [Текст] / А. Д. Васько, А. И. Дробыш // Современные достижения в области образования, науки и технологии. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов. Отв. редактор С.Ю. Широкова. Стерлитамак, 2021. – С. 8-9.
Горлов, М. В. Память и её развитие у учащихся с умственной отсталостью [Электронный ресурс] / М. В. Горлов. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/pamiat-i-ieio-razvitiie-u-uchashchikhsia-s-umstvie.htmlДагбаева, В. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере [Электронный ресурс] / В. Дагбаева. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/kliniko-psihologo-pedagogicheskaja-harakteristika-obuchayuschihsja-s-narushenijami-v-intelektualnoi-sfere.html
Жижина, И.И. Особенности разных видов памяти школьников с нарушениями интеллекта [Текст] / И. И. Жижина // Современный педагогический взгляд. – 2019. – № 10 (35). – С. 3-18.
Жижина, И.И. Сравнительный анализ особенностей различных видов памяти у подростков с нарушениями интеллекта [Текст] / И. И. Жижина // Фундаментальные науки и современность. – 2022. – № 1 (58). – С. 41-56.
У детей с незначительным нарушением интеллекта отмечается сниженная работоспособность вследствие возникающих у них церебрастении (ослабление функции мозга, психомоторной расторможенности, возбудимости. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слухового и зрительного восприятия. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении учебного материала. Внимание неустойчивое, память ограничена в объёме и непрочна, преобладает наглядно-действенное мышление над наглядно-образным и словесно-логическим.