Особенности проявления обидчивости и мстительности в юношеском возрасте
ВведениеЭмоции занимают одно из важнейших мест в психической жизни человека, и по праву считаются той основой, на которой базируется интеллектуальная и духовно - личностная сфера. Эмоциональная сфера - явление сложное, многогранное. В ее содержание входят как конкретные эмоциональные состояния, переживаемые в виде эмоций, аффектов, настроений, так и устойчивые личностные образования в виде интеллектуальных, эстетических, нравственных и других чувств, которые, закрепляясь и обособляясь, становятся чертами характера. В самом широком плане выделяют позитивные переживания: восхищение, ликование, радость и т.д.; и негативные - зависть, грусть, отчаяние, ревность и т.д. Они либо стимулируют активность, либо наоборот, подавляют и разрушают ее. В них выражается оценка индивидом своего взаимодействия со средой.
Среди многообразных, негативных переживаний особое место занимает обида.
Содержание
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения мстительности и обидчивости в юношеском возрасте. 9
1.1 Изучение обидчивости как свойства личности и мстительности как черты характера в юношеском возрасте 9
1.2 Категории обидчивости и мстительности в психолого-педагогическом исследовании 14
1.3 Психолого-педагогическая характеристика людей юношеского возраста. 16
1.4 Особенности мстительность и обидчивость у людей юношеского возрасте. 18
1.5 Профилактика обидчивости и мстительности в юношеском возрасте 20
2 Эмпирическое исследование мстительности и обидчивости в юношеском возрасте 23
2.1 Описание методики и контингента испытуемых. 23
2.2 Анализ полученных результатов 24
2.3 Рекомендации по профилактике обидчивости и мстительности в юношеском возрасте…доработать…………………………………………………………………………………
Заключение 26
Список использованных источников литературы 27
Список литературыОформлены источники не верно
Агеева З.А. Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости // Вестник Ивановского государственного университета. 2009. № 1. С. 19-23.Апуневич О.А. Психологические особенности формирования чувства обиды и обидчивости как черты личности // Сборник трудов молодых ученых ЧТУ: Выпуск 1 / Сост. А.И. Виноградов. — Череповец, 1998. — с. 9 8 - 103.
Злоказов, К. В. Индивидуальные и социальные факторы мстительного поведения / К. В. Злоказов, С. С. Каппушев, А. М. Иванова // Прикладная юридическая психология. – 2019. – № 1(46). – С. 69–76. – DOI : 10.33463/2072- 8336.2019.1(46).069-076.Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 752 с.
Маралов, В. Г., Ситаров, В. А. (2015) Педагогика и психология ненасилия в образовании. М. : Юрайт. 424 с. 144 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2017 — №1
Маралов, В. Г., Ситаров, В. А. (2016) Психолого-педагогические условия формирования не% насильственного отношения к другим людям (на примере студенческой молодежи) // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 246–258. DOI: 10.17805/zpu.2016.2.22Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Инфра-М, 2001. 213 с.
Ольшанский Д.В. Обида // Диалог. 1991. № 7. С. 11- 13.Орлов Ю. М. Размышление обиды // Психологическая консультация. - 1998. - №1. - С. 41 - 53.Орлов Ю.М. Обида. Вина. М.: Слайдинг, 2004. 96 с. Орлов Ю.М. Оздоравливающее (саногенное) мышление. М.: Слайдинг, 2006. 96 с.Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии / пер. с англ. М. Папуш. М.: Психотерапия, 2015. 208 с.
Перлз Ф. Опыт психологии самопознания / пер. с англ. М. Папуш. М.: Гиль-Эсте, 1993. 240 с.
Перлз Ф. Практика гештальттерапии / пер. с англ. М.П. Папуш. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001. 320 с.Савченко, Н.А. Обида: внешний и внутренний аспекты / Н.А. Савченко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2020. – № 1 (31). – С. 74-77.
По мнению З. К. Давлетбаевой, мстительным поведением, агрессией по отношению к сверстникам характеризуются учащиеся юношеского возраста с доминирующим социально-психологическим типом личности.
В современном психолого-педагогическом дискурсе недостаточно исследований, посвященных выявлению сущностных особенностей мстительного поведения современных детей. Лишь некоторые представители отечественного и зарубежного педагогического знания пунктирно затрагивают эту тематику.
Одним из первых, кто выделил месть среди других ложных целей, которые выбирает юноши для подтверждения своей ценности, был последователь А. Адлера, крупный американский психолог и педагог, Р. Дрейкурс.