Психологические особенности пациенток с разным типом отношения к беременности
ВведениеАктуальность. Беременность является периодом, который значительно воздействует на жизнь женщины, представляя собой своеобразный критический момент. В этот период женщина сталкивается со значительными изменениями, которые затрагивают ее биологический, социальный и психологический статус. Ожидание ребенка сопровождается глубоким внутренним преобразованием, которое для многих женщин становится поворотным моментом в их жизни: не только переоцениваются ценности, но также трансформируются образ мира и самопонимание.
Однако стоит заметить, что и беременность женщины переносят по-разному, каждая особенно и неповторимо, что, возможно, во многом зависит от характерологических особенностей женщины, ожидающей ребенка. Так, материнское отношение не проявляется сразу после рождения ребенка, а проходит определенный путь становления, образуя тонкие механизмы регуляции, имеет свои запускающие стимулы и сензитивные периоды.
Содержание
Введение 5
Глава 1. Основная характеристика периода беременности. 9
1.1. Значение термина «материнство» и основные подходы в изучении психологии материнства 9
1.2. Психологические особенности переживания периода беременности 15
1.3. Типологические различия отношения женщин к беременности 19
1.4. Периодизация развития материнского отношения в ходе беременности 22
Глава 2. Материалы и методы исследования 23
2.1. Характеристика групп и дизайн исследования 23
2.2. Психологические методы исследования 24
2.2.1. Анкетирование 24
2.2.2. Тест отношений беременной И.В. Добрякова 24
2.2.3. «Пренатальная привязанность матери к ребенку» Дж. Кондона 25
2.2.4. Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик 25
Глава 3. Результаты исследования психологических особенностей пациенток с разным типом отношения к беременности 27
3.1 Результаты исследования типа психологического компонента гестационной доминанты 27
3.2 Результаты исследования пренатальной привязанности у беременных женщин 30
3.3 Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей беременных женщин 32
3.4 Результаты исследования взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей, пренатальной привязанности с типом отношения к беременности 34
Выводы 36
Заключение 39
Литература 43
1. Баженова О. В., Баз Л. Л., Копыл О. А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. - 1994. - №4. - С. 35-42.
2. Брутман В. И., Варга А. Я., Сидорова В. Ю., Хамитова И. Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения // Семейная психология и семейная психотерапия. - 1999. - №3. - С. 14-35.
3. Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов. Мать, ребёнок, семья. Современные проблемы // Сб. материалов конференции СПб. - 2000. - С. 28.
4. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери // Независимая фирма "Класс". - 1998. - 80 с.
5. Денисова В.А. Влияние личностных особенностей женщин на стиль переживания беременности // Молодой ученый. - 2018. - Т. 2. - № 12. - С. 54-58.
6. Добряков И. В. Перинатальная психология. - 2010.
7. Добряков И. В. Перинатальная психология. СПб.: Питер. - 2015. - С. 27
8. Ениколопов С. Н., Хломов К. Д. Исследование психоэмоциональных и индивидуально-характерологических особенностей беременных с угрозой прерывания // Перина-тал. психология и психология родительства. - 2017. - № 3. - С. 38-49.
9. Жаркова О. С. Личностные особенности беременных женщин, ожидающих рождения первого ребенка // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. - 2020. - С.13-15.
10. Кедярова Е.А., Максутова А.А., Русских Н.И., Уварова М.Ю. Психологическая готовность беременных женщин молодого репродуктивного возраста / // Европ. журн. соц. наук. - 2013. - Т. 1. - № 10 (37). - С. 293-297.
11. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. «Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними» // СПб., Речь. - 2005. - С. 107.
12. Магденко О. В. Взаимосвязь личностных особенностей и репродуктивных мотиваций беременных женщин при становлении материнской ролевой идентичности // Вестн. Новосибирского гос. ун-та. -2018. - 8 (2). - С. 145-147.
13. Мещерякова С. Ю., Авдеева Н. Н., Ганошенко Н. И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка // Соросовские лауреаты, Философия. Психология. Социология. - 1996.
14. Медведев Д. А., Малышева Д. С. Внутренний мир беременной женщины в возрасте ранней взрослости // Изв. ИГУ. Сер. Психология. - 2017. - Т. 22. - С. 30-41.
15. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - 2003. - С. 38.
Они также испытывают колебания настроения, от радости, связанной с долгожданным появлением ребенка, до тревог о рисках для ребенка и для себя во время родов (Жаркова О. С., 2020). Например, переживают о различных повреждениях или о возможности смерти во время родов.
Последним психологическим симптомом, который завершает беременность, является симптом пигмалионизации родившегося ребенка. Данный симптом связан с изменением восприятия матери своего ребенка от вымышленного образа к реальному образу ребенка. Однако, у женщин, имеющих опыт предыдущих родов, эти симптомы могут быть менее выраженными или отсутствовать вовсе. Также влияние психологической составляющей на проявление синдрома беременности может быть различным у разных женщин в зависимости от их индивидуальных особенностей.