Профессиональное обучение в исправительных учереждениях
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Уголовное исполнительное законодательство Российской Федерации определяет основные цели это исправление осужденных и предупреждение новых преступлений как внутри учреждения так и за пределами учреждения согласно статье 1 УИК РФ.
В Российской Федерации обширное число наказаний и лишение свободы является самым эффективным и позволяет использовать средства исправления, которые позволяют оказать помощь в социальной адаптации осужденным и направить их на верный путь. Сформировать у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, к правилам человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Обучение и образование осужденных отбывающих наказание в местах лишения свободы играет немаловажную роль в их дальнейшей судьбе так как является одним из средств исправления. Статистика показывает что после освобождения из исправительного учреждения бывшие осужденные не могут найти работу и жилью, в следствии чего повторно нарушают з
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧЕРЕЖДЕНИЯХ 5
1.1. Особенности правового регулирования обучения осужденных в исправительных учреждениях 5
1.2. Профессиональное обучение в исправительных учреждениях, как средство исправления и перевоспитания осужденных 16
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ОСУЖДЕННОГО НА ПОЛУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 21
2.1. Реализация осужденными к лишению свободы права на получение профессионального обучение на примере ФКУ-ИК 7 по Владимирской области 21
2.2. Проблемы и перспективы развития профессионального обучение в местах лишения свободы на современном этапе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - ст. 1416.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. - №2. - Ст. 198
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 02. 07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - N 53 (часть I). - ст. 7598
Учебная и научная литература
5. Авдеенко А.С., Мусалева А.В. Проблемные аспекты организации труда и профессионального обучения осужденных к лишению свободы в ИУ в рамках реализации целей уголовно-исполнительного законодательства//В сборнике: Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе. Материалы Всероссийской научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов с международным участием. В 3-х частях. - 2020. - С. 9-12.
6. Белова С.Н., Шишигина С.Н. К вопросу о профессиональном образовании, профессиональном обучении и трудовой занятости осужденных к лишению свободы//Казанская наука. - 2017. - № 10. - С. 22-24.
7. Голубовский В.Ю., Кунц Е.В. Профессиональное обучение как средство исправления осужденных//В сборнике: Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. Научно-практическое ежеквартальное издание. - Москва, 2020. - С. 144-150.
8. Грязнов С.А. Профессиональное обучение осужденных и их трудовая адаптация//В сборнике: Педагогика, психология, общество. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2020. - С. 54-57.
9. Дроздов А.И. Проблемы реализации прав осужденных в области трудовых отношений//Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 4 (29). - С. 45-50.
10. Дроздов А.И., Яворский М.А. Профессиональная подготовка и труд как средства дерадикализации осужденных//В сборнике: Юридическая наука и практика. Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. - 2017. - С. 84-87.
11. Кириллова Т.В., Кусакина Е.А., Макаров Е.В. Критерии социально-профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы//Вестник Самарского юридического института. - 2020. - № 5 (41). - С. 97-105.
12. Ковалева М.К., Власенко В.В. Профессиональное обучение осужденных в УИС//В сборнике: Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления. Сборник статей международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 180-182.
13. Колотушкин С.М., Фирсова И.А. Специфика организации профессионального образования и профессионального обучения осужденных//В сборнике: Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. - Ростов-на-Дону, 2021. - С. 226-229.
14. Корышева С.Е., Скопина И.Е. Особенности профессионального образования и профессионального обучения осужденных к лишению свободы//В сборнике: IV Международный пенитенциарный форум "Преступление, наказание, исправление". Сборник тезисов выступлений и докладов участников, к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России, в 10 т.. - 2019. - С. 318-323.
15. Куджаев Д.Я., Абдулаев К.М. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных//Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 2 (153). - С. 322-324.
16. Кундозерова Л.И., Чириков А.Г., Бабушкин М.М. Формирование профессионального самоопределения осужденных подростков в воспитательных колониях//Вестник Самарского юридического института. - 2019. - № 1 (32). - С. 120-126.
17. Лобанова К.А., Пчелина О.В. Профессиональное обучение как фактор ресоциализации осужденных к лишению свободы//В сборнике: Россия в многовекторном мире: национальная безопасность, вызовы и ответы. Материалы международной междисциплинарной научной конференции: в 2 частях. - 2017. - С. 219.
18. Ломакина А.Н. Особенности обучения осужденных в исправительных учреждениях//Вестник Владимирского юридического института. - 2016. - № 1 (38). - С. 39-41.
19. Ломакина А.Н., Васильева И.А. Педагогическое значение обучения в процессе исправления осужденных//Социальные отношения. - 2020. - № 2 (33). - С. 20-26.
20. Маркунцов С.А. К вопросу о генезисе перечня основных средств исправления осужденных//В сборнике: III Международный пенитенциарный форум "Преступление, наказание, исправление" (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Сборник тезисов выступлений и докладов участников. В 8-ми томах. - 2017. - С. 55-60.
21. Москальчук О.В. Профессиональное обучение осужденных к лишению свободы как элемент их ресоциализации//В сборнике: Научные преобразования в эпоху глобализации. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. - 2017. - С. 212-215.
22. Мусалева А.В. Особенности профессионального обучения осужденных в процессе организации трудовой деятельности//В сборнике: Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. - 2020. - С. 162-164.
23. Прихожая Л.Е. Проблемы реализации осужденными к лишению свободы права на получение общего образования и профессионального обучения//В сборнике: Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях. Сборник материалов XVIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. - 2017. - С. 182-185.
24. Русмиленко Ю.А., Санташова Л.Л. Проблемы профессионального обучения осужденных к лишению свободы//В сборнике: Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения. сборник материалов международной научно-практической конференции (к 60-летию принятия ООН Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний». - 2016. - С. 311-315.
25. Савинова Е.А. Влияние общеобразовательного и профессионального обучения на процесс исправления осужденных к лишению свободы//Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2020. - № 1 (212). - С. 59-64.
26. Санташов А.Л., Ускова Т.В. Отдельные проблемы получения профессионального образования и прохождения профессионального обучения осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы//Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2019. - № 7 (206). - С. 46-53.
27. Титова О.З. Профессиональное обучение осужденных в исправительных учреждениях//В сборнике: Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, в 2-ух частях. Самарский юридический институт ФСИН России. - 2019. - С. 213-216.
28. Ускова Т.В., Ишниязов Т.Т. Правовое регулирование профессионального образования и профессионального обучения осужденных к лишению свободы//В сборнике: Актуальные вопросы назначения и исполнения уголовных наказаний. Сборник научных трудов. Под общей редакцией В.Н. Некрасова. - Вологда, 2017. - С. 228-234.
29. Фёдоров А.Ф. Профессиональная и общеобразовательная подготовка осужденных//International Journal of Medicine and Psychology. - 2021. - Т. 4. - № 2. - С. 61-64.
30. Холопова Е.Ю. Формирование привычек и навыков нравственного поведения осужденных посредством профессионального обучения//Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. - 2019. - № 3. - С. 105-108.
31. Шамшилова Е.А. Проблемы правового регулирования общего образования и профессионального обучения осужденных к лишению свободы//Ius Publicum et Privatum. - 2021. - № 3 (13). - С. 75-80.
Электронные ресурсы
32. ИК-7 п. Пакино [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn----8sbahjdg1bucp4cc.xn--p1ai/detail574.html
В целях осуществления профессиональной подготовки могут подать необходимые документы осужденные, у которых нет основного общего или среднего общего образования, в том числе лица с ограниченными возможностями здоровья .
Профессиональное обучение осужденных складывается из теоретического изучения курса и практического овладения навыками работы. Это способствует закреплению полученных знаний, лучшему освоению устройства техники, технологических процессов, передовых способов работы. Теоретическое обучение осуществляют преподаватели образовательной организации, а также инженерно-технический персонал учебных мастерских, используя различные наглядные пособия, схемы, макеты, компьютеры. Мастера производственного обучения проводят практические занятия. Они показывают различные приемы работы, образцы изделий, изготовленные высококвалифицированными специалистами, знакомят с передовым опытом .