Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Тема особенности творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка.
Воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без него невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период его специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Психологи доказали, что воображение широ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация…………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы развития особенностей творческого воображения у детей дошкольного возраста
Понятие творческого воображения в психолого – педагогической литературе……………………………………………………………..
Методы, формы, приемы развития воображения дошкольников
Особенности воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………….……………….
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование особенностей творческого воображения у детей дошкольного возраста
Этапы и методы исследования
Анализ интерпретации результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СПИСОК
Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12
Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 2003
Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2001
Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. – М., 2006
Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники // под ред. О.Н. Истратовой. - М.: Феникс, 2013.-287с.
Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: пособие для педагогов-психологов ДОУ. Изд. 3. // под ред. С.Г.Королёвой. - М.: Учитель, 2015.-367с.
Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Молодой ученый - 2014 - № 20 - с. 568-569.
Петровский А.В. Психология: учебник. Изд. 2.// под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Академия, 2016.-345с.
Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый - 2015 - №24 - с. 1053-1055.
Пода А. С. Научное наследие Л. С. Выготского в методике обучения младших школьников. Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга // Молодой ученый - 2016 - № 27.1 - с. 24-27.
Маскаева Ю.Н. 3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС // Образование и воспитание - 2017 - №2 - с. 32-34.
Федорова Т. В. Воображение-основа формирования прогнозирования // Молодой ученый - 2016 - №5.6 - с. 104-106.
Куликанова Е.В. Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста//Молодой ученый. 2017. № 34 (168). С. 106-108.
Мухортова Д.Д., Мурадова В.И. Развитие воображения // Вопросы дошкольной педагогики - 2016 - №3 - с. 52-54.
Особенности воображения детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] URL: https:// infourok.ru/ (Дата обращения 05.05.2023)
Таблица 1
Протокол результатов методики «Дорисование фигур»
Рисунок. 1. Методы развития воображения дошкольников
Основополагающим методом развития воображения у дошкольников является игра. В ней воображение ребенка проявляется наиболее широко.
Игровая деятельность - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых [6, с. 28].
Игра для детского воображения жизненно необходима. С помощью игр ребенок делает для себя первые открытия, учится владеть собственным телом, осваивает тонкости разговорной речи, учится активно думать и фантазировать.
Воображение формируется и развивается в различных видах игровой деятельности: релятивной, социальной, дидактической, ролевой и др.
Среди дидактических игр можно выделить три вида, которые наиболее успешно сплавляются с задачей развития воображения, это:
словесные;
настольно - печатные;
игры с игрушками и предметами [7, с. 569].