Предотвращение незаконных механизмов налоговой оптимизации в ходе налогового аудита
ВВЕДЕНИЕНалоговые экономические операции, нацеленные на снижение налоговых платежей через применение незаконных механизмов налоговой оптимизации, являются неприемлемыми. Они не только нарушаются законы и правила, но и вредят экономике страны, создавая несправедливую ситуацию, когда одни компании платят меньше налогов, а другие – больше. То есть незаконные механизмы налоговой оптимизации помогают компаниям снижать налоговые платежи и увеличивать прибыль, однако такие действия могут привести к серьезным юридическим последствиям и ущербу для государственного бюджета. Данная тема является актуальной в современной экономической ситуации. В настоящее время налоговые органы усиливают контроль над налоговыми платежами, обращая внимание на неправомерные схемы налоговой оптимизации. Они нацелены на предотвращение налоговых преступлений и минимизацию ущерба для государственного бюджета.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Роль и назначение налогового учета и аудита в современных условиях 6
1.1. Основные задачи и приоритетные направления развития налогового учета для укрепления экономической безопасности 6
1.2. Законодательно-нормативная база налогового учета 15
1.3. Методика и этапы проведения налогового аудита 23
2. Организация и пларование проведения налогового аудита в аудиторской компании Юникон АО 33
2.1 Организационно-экономическая и правовая характеристика Юникон АО 33
2.2 Риск-ориентированный подход в налоговом аудите 42
2.3 Предотвращение незаконных механизмов налоговой оптимизации в ходе налогового аудита 54
3. Совершенствование налогового аудита в Юникон АО 64
3.1 Аудиторские стандарты, используемые при проведении налогового аудита и совершенствование рабочих документов в аудиторской фирме 64
3.2. Информирование заинтересованных лиц о результатах проведения налогового аудита с учетом аудиторской тайны и общественной значимости аудиторских проверок 73
3.3. Общение аудиторской организации с налоговыми органами при проведении налогового аудита и оказании сопутствующих услуг по налоговым вопросам 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993.
«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020)
«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 18.03.2020)
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019)
«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019)
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020)
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020)
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «Об аудиторской деятельности»
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)
Приказ Минфина России от 09.01.2019 № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2019 № 53639)
Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 07.02.2020) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 № 12522)
Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»
Глазкова Г.В. Налоговый аудит. Учебник (Глазкова Галина Владимировна, Савин Александр Алексеевич, Мельник Маргарита Викторовна) ; ИНФРА-М. – 2023. – С. 239.
При оформлении результатов аудита не используется термин «Аудиторское заключение», так как документ, имеющий такое название, выдается аудиторами по итогам обязательного аудита, когда выражается мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Формы представления результатов аудита:
отчет с указанием выявленных нарушений норм налогового законодательства;
рекомендации по устранению негативных последствий, выявленных нарушений налогового законодательства;
разработка проектов построения, как общей системы налогообложения хозяйствующего субъекта, так и ее отдельных элементов. Например, разработка более эффективной учетной политики, учитывающей специфику бизнеса клиента, его организационную структуру, особенности налогообложения структурных подразделений и др.;
разработка рекомендаций по совершенствованию регистров бухгалтерского и налогового учета;