«Совершенствование деятельности подразделения таможенного органа в условиях цифровизации (на примере Балтийской таможни)»
ВВЕДЕНИЕЗа последние 20 лет в таможенном деле Российской Федерации имело место упрощение таможенных процедур и переход на новый уровень информатизации и цифровизации, который отличается большей простотой и удобством. В связи с этим, Федеральной таможенной службой была разработана Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, которая была направлена на создание Центров электронного декларирования (далее – ЦЭД), где главным направлением является осуществление технологии удаленного выпуска товаров [7].
Также на следующее десятилетие разработана Стратегия-2030, которая определяет направления развития таможенной службы до совершенно другого уровня.
ВВЕДЕНИЕ 7
1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ В РАМКАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ 9
1.1. Анализ современного состояния правового обеспечения
информационных таможенных технологий 9
1.2. Анализ современного состояния рисков, угроз и факторов, связанных с развитием информационных таможенных технологий 13
1.3. Анализ современного состояния практики использования информационных таможенных технологий при осуществлении таможенных операций на примере таможенного органа 19
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БАЛТИЙСКОЙ ТАМОЖНИ 25
2.1. Общая характеристика и анализ основных результатов деятельности Балтийской таможни 25
2.2. Анализ основных результатов деятельности отдела администрирования
и обеспечения функционирования информационных технологий 38
2.3. Анализ применяемых информационных таможенных технологий
в рамках цифровизации таможенных операций 44
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В РАМКАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ 52
3.1. Предложения по совершенствованию процессов осуществления таможенных операций в рамках цифровизации 52
3.2. Алгоритм совершения таможенных операций в рамках цифровизации 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Требования по охране труда и защите в чрезвычайных
ситуациях 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Комплекс мероприятий, направленных на поддержание должного уровня физической подготовленности для обеспечения
полноценной социальной и профессиональной деятельности 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВТаможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (в действующей редакции) // СПС «Консультант Плюс».
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023, с изм. от 17.05.2023) // СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в действующей редакции).
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в действующей редакции).
Указ Президента РФ от 30.03.2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (в действующей редакции) // СПС «Консультант Плюс».
Таким образом, сравнивая рисунки 25 и 27, можно сделать вывод, что при автоматизации процессов в КПС «Учет и контроль товаров на ВХ» сокращаются этапы процесса в рамках таможенной процедуры таможенного склада, тем самым сокращая временные издержки. Также идет изменение направления сообщений, то есть участник ВЭД получает уведомление о возможности выдачи товаров, не обращаясь напрямую к таможенному складу с запросом о такой выдачи, что также говорит об улучшенной автоматизированности процессов. Также при такой схеме взаимодействия пост фактического контроля будет передавать информацию на таможенный склад, а не наоборот, как происходит на данный момент, что упорядочит этапы информационного взаимодействия.