Союз воинствующих безбожников
Введение
Данная курсовая работа посвящена анализу периодической прессы советского времени, специализирующейся на антирелигиозной пропаганде, в частности, во временном промежутке 1920-1936гг. и отличающейся особой необъективностью и классовой нетерпимостью. Выбор указанной темы обусловлен рядом обстоятельств.
Во-первых, всегда в теории журналистики анализ прессы в историческом срезе времени имеет определенную значимость, так как журналистикасоветских времен, как форма коммуникативной практики, отражает все те явления, которые имели место быть и которым уделялось особое значение.
Во-вторых,в 1930-х годах, когда было «завершено» строительство основ социализма в СССР, в политической и идеологической сферах произошло смещение акцентов в сторону антирелигиозной пропаганды, формируя образ «нового человека», приоритентным направлением формирование которого стало безбожие.
В-третьих, в данном контексте религия прочно и надолго получила статус вредного пережитка прошлого, «тормоза» о
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….… 33
ГЛАВА 1. СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ, ИДЕОЛОГИЯ.............................................................. 77
1.1 Предпоссылки возникновения Союза безбожников......................... 77
1.2 Деятельность Союза воиствующих безбожников............................. 13
ГЛАВА2.ВЛИЯНИЕ СОЮЗА ВОИСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ НА ОБЩЕСТВЕННОСТЬ.......................................... 220
2.1 Идеологические перегибы, основные последствия деятельности Союза воинствующих безбожников........................................................... 220
2.2 Журнал «Безбожник»: анализ конкретных публикаций................ 226
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………............. 333
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…....... 334
1
3
8
1
1
1
1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ленин, В.И. Об отношении рабочей партии к религии. 13 (26) мая 1909г.)/ В.И. Ленин. Полное собрание сочинений.5-е изд. – М.:
Изд-во политической литературы, 1964-1981. – Т. 17. – С. 418.
2. В 1932 году в СССР начался новый этап строительства антирелигиозного государства / Независимая газета (30 октября 2002). – [Электронный ресурс]– (Дата обращения: 25 марта 2009). –Архивировано 24 декабря 2011 года.
3 Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 08.04.1929 о религиозных объединениях.
4. Постановление ВС РСФСР от 25.10.1990 N 268-1 Опорядке введения в действие закона РСФСР «О свободе вероисповеданий»
5. Бюллетень НКВД. 1929 – № 37 – СС. 1-5.
6. ГАРФ. Ф.Р-5263. Оп. 1. Д. 22. Л. 4; Д. 1. Л. 4.
7. Батченко, В.С. Крестьянское сопротивление государственной антирелигиозной политике в 1929–1931 гг. (на материалах Западной области) / В.С. Батченко. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Смоленск, 2015. – [Электронный ресурс] – С. 143. Режим доступа: http://istsovet-brgu.ru/?page_id=464
8. КПСС в резолюциях и документах. Т.5. – М., 1984. СС. 103-104.
9. Ишков, С. Съезд, на котором безбожники стали «воинствующими». [Электронный ресурс]: https://mospravda.ru/2020/06/15/155191/
10. Воиствующий атеист /Атеистические чтения. – М. Изд-во политической литературы, 1981.
11. Маяковский, В.В. Выступление на Втором Всесоюзном съезде Союза воинствующих безбожников 10 июня 1929 года // В.В. Маяковский Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит.им. А. М. Горького. – М.: Худож. лит., 1955-1961. Т. 12. Статьи, заметки и выступления: (Ноябрь 1917-1930). – 1959. – СС. 376-377.
12. Ист.: Безбожник. М., 1925-1941; Антирелигиозник. М., 1926-1940 /Ярославский Е.М. Борьба за преодоление религии. – М., 1935.
13. Ярославский, Е. Соцсоревнование и антирелигиозная пропаганда / Емельян Ярославский // «Правда» – 1929 – 1 мая.
14. Стенографический отчет XVII съезда ВКП(б) 26 января-10
веты, составляло 65 тыс. человек. Все они гордо носили в карманах удостоверение «безбожника» и считали себя идейными борцами с религией. Членские билеты вначале выдавались только самым активным борцам против религии, затем – ими владели почти все, принятые в СВБ (Рисунок 2).
Рисунок 2. Красный билет члена Союза воиствующих безбожников.
Активисты Союза ходили по дворам с лекциями о угрожающем вреде религии и ее пропаганды, как они это называли, очень часто устраивали специальные «рейды» по частным квартирам и домам: искали в них иконы или другие предметы культа, а когда находили – стыдилии вели «просветительскую работу» среди «несознательных» граждан. Но эти две так тщательно запланированные пятилетки практически имели формальное «достижение»: число верующих не претерпело значительных изменений, а в 1935 году в стране продолжали действовать 10 тысяч религиозных организаций. Такие «провальные» результаты объяснялись активистами Союза, как всегда, происками внутренних и внешних враг