Особенности влияния семьи на готовность дошкольников к обучению в школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и др.) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, КАК ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 6
1.1. Исследование семейных отношений в психологии 6
1.2. Факторы, определяющие готовность ребенка к школе 9
1.3. Влияние семейных отношений на готовность ребенка к школе 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 34
2.1. Организация и методики исследования 34
2.2. Анализ результатов по методикам 35
2.3. Рекомендации по подготовке ребенка к школе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. - М., 2010. - 312 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2011. - 436 с.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М. 2013. - 516 с.
4. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения. / Вопросы психологии. - 2003, №1, С.47-53.
5. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности // Вопросы психологии. 2009, №1. - 112 с.
6. Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников. - Педиатрия., 2003, №5. - 96 с.
7. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. - М., 2001. - 534 с.
8. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? - М., 2006. - 247 с.
9. Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. - Минск., 2008. - 189 с.
10. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология лич-ности. - М., 2001. - 497 с.
11. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. - СПб, 2008. - 612 с.
Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребен-ка. - М., 2004. - 167 с.
12. Богиович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва., 2005. - 410 с.
13. Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей школьно-го возраста. - М., 2009. - 163 с.
14. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпов С. Н. Актуальные про-блемы возрастной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - С. 76-80.
15. Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - С. 143-150.
16. Декларация прав ребенка от 20 ноября 2009 года.
17. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2001. - 519 с.
18. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.,2009. - 340 с.
19. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно-го развития детей. - М., 2005. - 2
Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.
Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.
Часто дети все понимают по-своему.