Методическо-организационные подходы в процессе преподавания географии на примере экскурсионного метода
ВВЕДЕНИЕ
В основе географии лежит изучение различных аспектов нашей планеты, таких как климат, природа и география земли. Изучение географии необходимо для понимания взаимосвязей между людьми, обществами и природой. География также широко используется в сфере экономики, политики, экологии и туризма. В школах изучение географии имеет большое значение, потому что это помогает сформировать развитое мышление у обучающихся. Это особенно важно для молодых людей, принимающих важные решения в будущем. При обучении этой науке есть много способов, которые помогут учащимся лучше понять и запомнить материал.
Как и вся дидактика, она переживает трудный период реформ. В настоящее время меняются цели образования, разрабатываются новые учебные планы и используются интегрированные образовательные области. Собираются и принимаются новые концепции образования, стандарты для оценки результатов обучения.
Избранная тема работы является актуальной для современных исследователей, она может быть испо
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Организационно-методические основы ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ 5
1.1. Методические приемы обучения географии 5
1.2. Современные технологии в обучении географии 11
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ 18
2.1. История становления и развития образовательных экскурсий 18
2.2. Возможности образовательного географических экскурсий в обучении школьников 22
2.3. Экскурсия как базовое методическое звено образовательного тура географического профиля 27
3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО МЕТОДА В ПЕДАГОГИКЕ 34
3.1. Виды учебных экскурсий по географии 34
3.2. Основные этапы и требования к подготовке и проведению экскурсий 37
3.3. Методика проведения экскурсий 43
4. ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ 50
4.1. Виртуальная экскурсия как современный экскурсионный метод в педагогике 50
4.2. Технология создания виртуальных экскурсий для уроков географии 56
4.3. Анализ опыта по использованию виртуальных экскурсий в обучении географии 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. 3D-туры: что это такое, и в чем их преимущества // 3D туры в Белгороде. – 2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://3d-bel.ru/about-3d-tours.
2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М.: Владос, 2004г. – 240 с.
3. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе. – 2010. – №10. – С. 22.
4. Амвросьева Л.В. Вопросы методики преподавания географии в школе: приемы работы с географической картой // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2019. №1. С. 40-44.
5. Амвросьева Л. В. Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». – 2020. – № 2 (6) / июль. – С. 44–54.
6. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. / Н.Н. Баранский – М., 1990 – С. 204-206.
7. Батова О.А. Методически рекомендации по организации и проведении виртуальных экскурсий при обучении географии // Мультиурок. – 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-orghanizatsii-.html.
8. Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся/ З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.
9. Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. / Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. – М., 1995 – С. 98-100.
10. Биткаева Л. Х. Ландшафтная практика в подготовке студентов специальности «География» в Чеченском государственном университете / Биткаева Л. Х., Гакаев Р. А.// Полевые практики в системе высшего профессионального образования: материалы IV международной конференции. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2012.
11. Верзилин М.М., Корсункова В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение. 1980. – С. 135-137.
12. Винокурова Н.Ф. Концепция использования информационно-коммуникативных технологий в географическом образовании для устойчивого развития: коллективная монография. – Н.: Поволжье, 2011. – 92 с.
13. Винокурова Н.Ф. Концепция формирования общекультурной компетентности в профильном географическом образовании: коллективная монография. – Н.: Деловая полиграфия, 2007. – 79 с.
14. Виртуальное путешествие: технология создания и анализ сред / Е.В. Клименко, Е.Б. Смирнов // Тобольск. – 2014. – №14.
15. Виртуальные экскурси
Целью экскурсионного метода в обучении школьников является формирование такой личности, которая умеет разумно строить отношения с окружающим миром, обществом и самим собой на основе нравственных, национальных, общечеловеческих ценностей.
2.3. Экскурсия как базовое методическое звено образовательного тура географического профиля
В условиях модернизации современного образования и реализации ФГОС [58] возрастает роль активных форм организации обучения учащихся. Одна из таких форм организации учебного процесса – экскурсия.
Термин «экскурсия» происходит из латинского «excursion» и означает экскурсию на природу. В русском языке это слово появилось в начале 19 века. Российское общество туристов появилось в 1895 г. в Санкт-Петербурге. Оно достаточно быстро получило известность в России и уже в 1903 г. (пик массовости общества) насчитывало в своих рядах 2061 человека из 174 российских городов, а также его члены были зарегистрированы в Тунисе, Италии, Корее и Японии.