Адаптация студентов и преподавателей высшей школы к дистанционному обучению при подготовке специалистов-географов
ВВЕДЕНИЕНа сегодняшний день дистанционное обучение перестает быть новинкой в сфере образования, и занимает устойчивую позицию наряду с традиционным формами обучения. Для получения высшего образования дистанционная фарма стала конкурентноспособной в современном мире. Применение данной формы обучения имеет ряд преимуществ. При определенных условиях дистанционное обучение может обеспечить доступность качественного, в том числе высшего образования, широким слоям населения, независимо от места проживания, наличия или отсутствия трудовой деятельности; стремительно реагировать на изменение ситуации на рынке труда; максимально емко использовать педагогический, научный, кадровый потенциал вуза. Количество студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, растет с каждый новым учебным годом. Для успешного освоения образовательной программы необходимо подготовить пользователей к работе с системой ДО.
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗУЧЕННОСТЬ ВОПРОСА 8
1.1 Понятие, классификация и признаки дистанционного обучения 8
1.2 Модели дистанционного обучения 11
1.3 Развитие теории и практики дистанционного обучения 16
ГАЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 21
2.1 Педагогические технологии дистанционного обучения 21
2.2 Информационные технологии 35
2.3. Технологии доставки учебных материалов 38
2.4 Технологии организации (сопровождения) учебного процесса 39
ГЛАВА 3 АДАПТАЦИЯ СТУДНТО И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ – ГЕОГРАФОВ 42
3.1 Нормативное и организационное регулирование дистанционной формы получения образования в Республике Беларусь и в БГУ 44
3.2 Инструменты moodle для организации дистанционного обучения 47
3.3 Анализ адаптации студентов специальности 1-31 02 01 География (направление специальности «научно педагогическая деятельность») к дистанционному обучению на Образовательном портале БГУ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - N 3. - С. 85-92.
Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 322-329.
Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004. - N 2. - С. 40-42.
Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Издательство МЭСИ, 1999. 196 с.
Ахраменко, Е. В. Рефлексия современного учителя / Е. В. Ахраменко.
Бочков В. Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование. – 2004. - N 1. - С. 53-61.
Васильев В. Дистанционное обучение: деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004. - N 2. - С. 6-7.
Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху НИТ. М.: АМО, 1995.
Густырь А .В . Проблемы нормативного обеспечения и выбора базовой модели дистанционного образования // Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации / Сост. В.И.Овсянников - М.:РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001.].
Демкин В .П ., Вымятнин В .М . Принципы и технологии создания электронных учебников: Электронный учебник. - Томск, 2002].
Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВGПетербург, 2010. 336 с.
Кодекс об образовании Республики Беларусь
Модельный закон о дистанционном обучении в государствах- участниках СНГ // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
В этом задании задается общая тема для изучения (проблемная ситуация, отдельный вопрос темы и пр.). Используя синхронную или асинхронную коммуникацию, студенты должны проанализировать (структурировать) полученное задание и разбить на несколько под заданий (от двух до четырех). Далее они планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает (кто какую часть задания готовит).[37]
Дальнейшая работа строится по следующему плану:
1. Общение экспертов. Студенты, ответственные за конкретный вопрос, могут на этом этапе наладить контакты по сети со своими "коллегами" из других групп, получивших такое же точно задание. Их совместная задача - обсудить друг с другом стратегию поиска и представления этого материала другим членам группы, обменяться известной информацией по изучаемому вопросу.
2. Поиск и анализ информации. На этом этапе студенты работают индивидуально, собирая и анализируя информацию.