Оценка влияния корпоративной социальной ответственности бизнеса на максимизацию акционерной стоимости компании (на примере пао «газпром»)
Введение
В современном мире происходят различные финансовые и политические события, которые затрагивают как общество в целом, так и различные сферы бизнеса. В то же время некоторые мировые компании становятся настолько влиятельными, что действия их управляющих менеджеров начинают оказывать огромное влияние на экономику страны и людей вокруг.
Для ведения успешного бизнеса необходимо сочетать улучшение экономических показателей и соблюдение этических обязательств, поэтому для продолжения развития многим компаниям необходимо вовремя внедрить новые социальные и экономические принципы в свою деятельность. Подход, при котором компании учитывают воздействие принятых решений на общество и окружающую среду, а не только ставят целью получение экономической прибыли, называется корпоративной социальной ответственностью (КСО).
Выбранная для анализа тема является актуальной именно из-за того, что КСО за последнее десятилетие стала одним из важнейших факторов, влияющих на достижение успеха бизн
Оглавление
Введение6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ8
1.1 Анализ существующих подходов к определению корпоративной социальной ответственности8
1.2 Обзор основных стандартов в области корпоративной социальной ответственности18
1.3 Методы и показатели измерения уровня корпоративной социальной ответственности25
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕНООСТИ В ПАО «ГАЗПРОМ»35
2.1 Обзор основных положений политики ПАО «Газпром» в области устойчивого развития35
2.2 Анализ элементов корпоративной социальной ответственности в ПАО «Газпром»42
2.3 Оценка уровня корпоративной социальной ответственности ПАО «Газпром» и ее влияния на акционерную стоимость49
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПАО «ГАЗПРОМ»67
3.1 Предложения по развитию элементов корпоративной социальной ответственности в ПАО «Газпром» и способов повышения акционерной стоимости компании67
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий73
Заключение83
Список использованных источников86
Приложение А (справочное) Графики индексов численности сотрудников, заработной платы, выручки ПАО «Газпром» за 2019-2021 г.92
Приложение Б (справочное) Примеры форм для сбора данных для оценки эффективности КСО……………………………………………………….93
Приложение В (справочное) Индикаторы групп матрицы ЭСИСП……………………………………….95
Список использованных источников
Киварина М.В. Корпоративная социальная ответственность // Экономический журнал. 2011. No 23. С. 116–121.
Киварина М.В. Эволюция концепции корпоративной социальной ответственности // Приволжский научный вестник. 2013. №12-1. С 1-28.
Bowen H. Social Responsibilities of the Businessman // University of Iowa Press. 2013. P.1-198.
Friedman M. The Social Responsibility of Business Is to Increase Its Profits // New York Times Magazine. 1970. P. 122-126.
Purpose: Shifting from why to how [Электронный ресурс] // McKinsey & Company. URL : https://www.mckinsey.com/business-functions/organization/our-insights/purpose-shifting-from-why-to-how (дата обращения: 05.04.2023)
Благов Ю. Е. Р. Эдвард Фримен и концепция заинтересованных сторон (предисловие к разделу) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2012. №1. URL: http://www.vestnikmanagement.spbu.ru/archive/pdf/547.pdf
Freeman R. E. Strategic management: A stakeholder approach // Boston: Pitman. 1984. P. 1-276.
Jones T. M., Wicks A. Convergent stakeholder theory // Academy of Management Review. 1999. V. 24(2). P.206-221.
Margolis J. D., Walsh J. P. Misery loves companies: Rethinking social initiatives by business // Administrative Science Quarterly. 2003. V. 48(2). P. 268-305.
Кежапкина О.В. О связи между корпоративной социальной ответственностью компании и ее финансовыми результатами // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2015. №4.
Carroll A. B. A three-dimensional conceptual model of corporate performance // Academy of management review. 1979. V.4(4), 497-505.
The comprehensive business case for sustainability [Электронный ресурс] // Harvard Business Review. Whelan T., Fink C. 2016. URL : Retrieved from https://hbr.org/2016/10/the-comprehensive-business-case-for-sustainability (дата обращения: 17.12.2022)
Regulators issued $10 bn in AML fines in 2020 [Электронный ресурс] // FStech. URL : https://www.fstech.co.uk/fst/Regulators_Issue_10bn_
Поощрение здоровой конкуренции
Противодействие монополизации
Борьба с отмыванием денег
Борьба с незаконной деятельностью и коррупцией
Повышение уровня КСО
Поддержка общественно-политических процессов, которые способствуют общему благополучию
Клиенты Предоставление достоверной информации о товарах и услугах
Реализация товаров и услуг высокого качества
Обеспечение справедливой компенсации за ущерб, возникший в результате предоставления некачественных товаров и услуг
Разработка и реализация товаров и услуг, позитивно влияющих на социальную или экологическую сферу
Окончание таблицы 1.5
Показатели Действия
Социальная деятельность Повышение количества рабочих мест
Действия, направленные на ускорение экономического роста в регионах реализации товаров и услуг
Диверсификация экономической деятельности
Участие в решении локальных проблем в различных социальных сферах
Благотворительные проекты и безвозмездные инициативы Проведение иниц