Психологические особенности памяти в процессе обучения

Скачать курсовую работу на тему: "Психологические особенности памяти в процессе обучения". В которой определен преобладающий вид памяти и объем кратковременной памяти обучающихся младшего школьного возраста. Разработаны рекомендации по развитию памяти младших школьников.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
08.08.2024
Объем файла
1087 Кб
Количество страниц
19
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
400 руб.
500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Психологические особенности памяти по сей день очень значимы в современном мире. Память в совокупности с другими психическими процессами несет ответственность за получение, сохранение и переработку, а также воспроизведение информации в процессе учебной деятельности, то есть является основой любого познания и тем самым определяет одну из основных задач школьного обучения. Для того чтобы добиться максимальной эффективности запоминания необходимо знать, какие из основных видов памяти наиболее или наименее развиты у школьника определенной возрастной группы. Правильное определение ведущего типа памяти позволит повысить качество обучения, не перегружая школьника излишними физическими и умственными нагрузками. Данная проблема особенно актуальна за последние 5 лет, так как с каждым годом число неуспевающих обучающихся растёт. Есть много причин неуспевающих детей, но к основным можно отнести: у самих обучающихся нет желания и стремления изучать и усваивать материал в учебных заведениях

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения памяти у обучающихся младшего школьного возраста………………………………………………………….5
1.1 Память: понятие, сущность……………………………………………..5
1.2 Особенности памяти обучающихся младшего школьного возраста…….7
Глава  2. Эмпирическое исследование психологической особенности памяти в процессе обучения……………………………………………………………12
2.1 Описание организации эмпирического исследования……………………12
2.2 Описание результатов первичных данных………………………………14
2.3 Методические рекомендации для педагогов по формированию различных видов памяти………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21
Приложение А……………………………………………………………………25
Приложение Б……………………………………………………………………26
Приложение В……………………………………………………………………27
Приложение Г……………………………………………………………………28
Приложение Д……………………………………………………………………29
Приложение Е……………………………………………………………………30
Приложение Ж…………………………………………………………………...31

Список литературы:

1.Бэддели, А. Д. (2003). Рабочая память: Оглядываясь назад и глядя вперед. Nature Reviews Neuroscience, 4(10), 829-839.
2.Эрикссон К. А. и Кинч У. (1995). Долговременная рабочая память. Психологическое обозрение, 102 (2), 211-245.
3.Редигер Х. Л. и Макдермотт К. Б. (1995). Создание ложных воспоминаний: Запоминание слов, не представленных в списках. Журнал экспериментальной психологии: Обучение, память и познание, 21 (4), 803-814.
4.Коуэн, Н. (2001). Магическое число 4 в кратковременной памяти: пересмотр объема памяти в уме. Науки о поведении и мозге, 24 (1), 87-185.
5.Крейк, Ф. И. М., и Локхарт, Р. С. (1972). Уровни обработки: основа для исследования памяти. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 11 (6), 671-684.
6.Тулвинг Э. и Томпсон Д. М. (1973). Специфичность кодирования и процессы извлечения в эпизодической памяти. Психологическое обозрение, 80 (5), 352-373.
7.Андерсон, Дж. Р. (1983). Архитектура познания. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
8.Аткинсон, Р. С. и Шиффрин, Р. М. (1968). Человеческая память: предлагаемая система и процессы ее управления. В K. W. Spence & J. T. Spence (Ред.), Психология обучения и мотивации: достижения в исследованиях и теории (том 2, стр. 89-195). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Академическая пресса.
9.Ebbinghaus, H. (1885). Память: вклад в экспериментальную психологию. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Педагогический колледж Колумбийского университета.
10.Пайвио, А. (1971). Образы и вербальные процессы. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.11. https://studfile.net/preview/7009435/page:3/12. https://studfile.net/preview/9078784/page:2/13. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. 526 с.14. Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память / пер. с анг. Под ред. Т. Н. Резниковой. СПб.: Питер, 2011. 560 с.15. Бартлетт Ф. Человек запоминает // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Московского университета,

Память младшего школьника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что дети чаще всего не ставят перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от их воли и сознания.
Младший школьный возраст является сензитивным к развитию смысловой памяти, к обучению мнемическим приемам. Данный вид памяти (смысловая) имеет большое значение для качественного и осмысленного обучения.
Исследования Л.С. Выгосткого, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, В.П. Зинченко, З.М. Истоминой, А.Р. Лурия, В.С. Мухиной, А.А.Смирновой, Г.А.Урунтаевой, Л.В. Черемошкиной, Д.Б. Эльконина и других доказывают, что в младшем школьном возрасте в условиях интенсивной работы детей с большим объемом различного учебного материала происходит активное развитие способности к запоминанию, но наряду с этим, актуальность приобретает проблема преодоления механического запоминания и формирования у детей произвольного, что обеспечивает длительность сохранения информации, полученных знаний, а, стало быть, и качество образования. Задача учителя, родителей: научить ребенка осмысленному запоминанию (развивать смысловую память); обучать младших школьников приемам и средствам запоминания (мнемическим приемам).
Важно активизировать, как можно больше видов памяти при организации учебной деятельности, при этом, с