Психолого-педагогическая помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В настоящее время обстановка вокруг нас совершенно не стабильна и переменчива. Взрослые люди, казалось бы, люди с относительно устойчивой психикой, впадают с состояние стресса из-за экономического положения, ситуации в стране, роста преступности. Люди волнуются о том, что их ждет завтра. Конечно, это отражается на детях. Детская психика и восприятие действительности гораздо отличается от взрослого. Иногда, казалось бы, пустяковая ситуация, оборачивается сильными переживаниями, которые травмируют ребенка. Тем самым, ребенок оказывается в трудной жизненной ситуации. И нам, родителям и психологам-педагогам важно понимать, как помочь справиться ребенку, как ему пережить травму и стресс, с которой он столкнулся в силу жизненных обстоятельств.
Самая главная социальная функция семьи — это воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательная функция семьи включает в себя не только духовно-практическую деятельность родителей,
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. Теоретические основы психолого-педагогической помощи детям с трудной судьбой.7
1.1. Понятийное поле исследования.7
1.2. Индивидуально- психологические особенности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ТРУДНОЙ СУДЬБОЙ.21
2.1. Психолого-педагогические условия сопровождения детей.21
2.2. Организация и проведение экспериментальной работы24
2.3. Результаты проведенной экспериментальной работы.29
Выводы по второй главе.31
Заключение33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗФедеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗПостановление Правительства РФ «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных учреждениях».
О. А. Апуневич. Технологии социально-психологической реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации: практико-ориентированная монография / О. А. Апуневич, Т. П. Маралова, Е. Л. Перченко, Т. В. Сборцева; научный редактор Апуневич О. А.; Череповецкий государственный университет, Институт педагогики и психологии. - Череповец: ЧГУ, 2020. - 307 с
Виноградова Н.А. Управление дошкольным образованием: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр, и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 530 с.
Вульфов В.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания, Педагогика 2020 г.
Василькова, Ю. В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Академия (Москва), 2019. - 440 c.
Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник и практикум для вузов / П. С. Гуревич. — 3-е изд., перераб, и доп. — Москва: Юрайт, 2022 г.Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр, и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 253 с.
Дементьева И.Ф., Борисова Т.С. Воспитательный потенциал современной семьи и социально-педагогические механизмы его развития и реализации: Монография. М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. 205 с.
Зайнышева И.Г. Технология социальной работы [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / под ред. И. Г. Зайнышева. - Москва: ВЛАДОС: Моск. гос. соц. ун-т, 2002. - 236, [1] с.
Кузина И.Г. Теория социальной работы: учебное пособие. 2022 год, изд. Проспек
Он включает в себя регулярное посещение семей социальными работниками, медицинскими работниками, а также социально-правовую поддержку для создания оптимальных условий жизни. Одной из преимущественных задач этой работы является активизация действий членов семьи.
Важную роль в социальном сопровождении детей в трудной жизненной ситуации играет современная система социально-педагогической поддержки детства. Она представляет собой последовательную работу по охране прав, социальной защите и опеке, предупреждение безнадзорности, профилактику социальных отношений по восстановлению социального ресурса, сохранение темпов психофизического и личностного развития ребенка. Под социально педагогической поддержкой некоторые авторы рассматривают создание условий для социализации ребенка или подростка, которые подразумевают процесс становления личности, усвоение ребенком норм и ценностей, образцов поведения, присущих данному обще