Особенности взаимосвязи копинг-стратегий с уровнем интеллекта у представителей опасных профессий
Введение
Актуальность исследования. При попадании в экстремальную ситуацию остро встает проблема адаптации к вынужденным условиям. Определение данной проблемы заключается в возникновении резко возникшей угрозы для жизни и здоровья человека. Исходя из этого, поведение человека в экстремальных условиях может носить адаптивный или дезадаптивный характер.
В некоторых случаях поведение человека характеризуется направленностью на решение возникших задач, с включением определенных стратегий проблемно-решающего поведения, и определяется, как адаптивное.
Специалисты, постоянно работающие в экстремальных ситуациях, определенно, имеют возможность сопротивляться воздействиям экстремальной ситуации, влиять на нее, одновременно осознавая и возлагая на себя ответственность за собственную жизнь и, в большинстве случаев, за жизнь других людей. В таких ситуациях для сохранения своего психологического здоровья нужно применять определенные стратегии поведения совладания со стрессом и механизмы психо
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи интеллекта и копинг-стратегий у представителей опасных профессий6
1.1 Копинг-поведение и копинг-стратегии: феноменология и факторы влияния6
1.2 Интеллект и копинг-стратегии: современные исследования взаимосвязи и взаимовлияния16
1.3 Копинг-стратегии в деятельности специалистов опасных профессий в научной теории и практике23
Выводы по первой главе28
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи выбора копинг-стратегий и уровня интеллекта у представителей опасных профессий29
2.1 Организация и методы исследования29
2.2 Результаты эмпирического исследования32
2.3 Обсуждение и анализ полученных результатов37
2.4 Рекомендации, сформулированные по результатам проведенного эмпирического исследования39
Выводы по второй главе41
Заключение42
Литература44
Приложение48
Литература
1. Абитов И. Р. Антиципационная состоятельность в структуру совладающего поведения (в норме и при психосоматических и невротических расстройствах): автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. Р. Абитов. – Казань. – 2007. – 24 с.
2. Абрамова, Г. С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. – М.: Прометей, 2018. – 541 с.
3. Айзенк Г. Проверьте свои способности (задачи, головоломки, тесты)/ Г. Айзенк.- СПб.: Лань, 1998
4. Алехин А. Н. О предмете медицинской психологии: исторический аспект / А.Н. Алехин // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 100. – С. 87–96.
5. Ахметзянова, А. И. Прогнозирование и социально-психологическая адаптация при девиантном поведении / А. И. Ахметзянова. – Казань: Казанский федеральный университет (КФУ), 2018. – 220 с.
6. Битюцкая Е.В. Опросник способов копинга: методическое пособие. — М.: ИИУ МГОУ, 2015. – 80 с
7. Бухвостов А. В. Психологические особенности копинг-поведения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России): дис. … канд. психол. наук / А. В. Бухвостов. – СПб.: ВЦЭРМ, 2004. – 180 с.
8. Данилова А. В. Обзор психологической литературы по проблеме совладающего поведения / А. В. Данилова // Молодой ученый. – 2021. – № 43 (385). – С. 61-63.
9. Евдокимов В. И. Информационно-научная деятельность по проблемам безопасности в чрезвычайных ситуациях: учеб. - метод. пособие / В.И. Евдокимов. – СПб.: Политехника-сервис, 2009. – 180 с.
10. Евдокимов В. И., Марищук В. Л., Губин А. И. Эмоциональные состояния в экстремальных условиях деятельности и их коррекция / В. И. Евдокимов, В. Л. Марищук, А. И. Губин // Вестн. психотерапии. – 2008. – № 26. – С. 56-66.
11. Захаревич А. С. Теория и практика коррекции психического состояния сотрудников ГПС МЧС России с помощью дыхательных психотехнологий / А. С. Захаревич, С. И. Волков. – СПб.: ИБСП, 2007 – 8 с.
12. Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Корнилов С. А., Новикова М. А. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностного потенциала человека/ Т.В. Корнилова, М.А. Чумакова, С.А. Корнилов, М.А. Новикова. – М.: Смысл, 2010. – 334 с.
13. Королев Л. М. Психологическое обеспечение профессионального становления военного специалиста / Л. М. Королев. – М.: Дашков и К, 2022. – 204 с.
14. Корытова Г. С. Методы и приемы совладания с профессиональным стрессом: учеб. пособие / Г. С. Корытова. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2006. – 120 с.
15. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова – Авантитул, 2010. – 64 с.
16. Лалош В. О. К вопросу о специфике совладающего поведения и жизнестойкости в период взрослости / В. О. Лалош // Молодой ученый. – 2021. – № 35. – С. 64-66.
До недавнего времени дебаты среди психологов велись вокруг определения интеллекта, данного Э. Борингом следующим образом. "Интеллект — это то, что измеряется умственными тестами". Существуют разные мнения по поводу оценки этого утверждения: по мнению Ф. Аневрина, оно тавтологично, тривиально и нуждается в критическом анализе. Другие исследователи считают это определение ретроспективным, что очень распространено в математике, информатике, компьютерном программировании и искусственном интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга. Он утверждает, что тесты интеллекта не генерируются случайным образом, а разрабатываются на основе известных, открытых и проверенных природных закономерностей, таких как принцип "позитивного разнообразия" [36].
Ханс-Юргенс Айзенк разработал общую концепцию интеллекта. Он утверждает, что интеллект не теряет своей ценности как научное поняти