Особенности дистанционного обучения русскому языку в китайской аудитории проблемы и пути решения
ВВЕДЕНИЕ
Особые обстоятельства, вызванные пандемией, потребовали экстренных мер для снижения рисков распространения коронавируса в разных сферах жизнедеятельности людей, в том числе и в образовании, что способствовало ускоренной модернизации систем образования многих стран мира, развитию форм и методов онлайн-обучения, переводу учебного процесса на дистанционную форму с применением технологий электронного обучения.
После начала пандемии информационные технологии и локальные сети получили новый толчок к развитию, в результате чего появились новые возможности обучения, образовательный процесс даже в таких сложных условиях поддерживался на высоком уровне.
Предметом исследования являются дистанционное обучение как одна из форм получения образования, возможности использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка как иностранного (РКИ).
Объектом исследований является процесс обучения русскому языку китайских учащихся во внеязыковой среде в формате д
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ5
1.1.Понятие дистанционного обучения и его характеристики5
1.2. Особенности преподавания иностранных языков дистанционно8
1.3. Использование современных информационных технологий в преподавании РКИ12
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В КИТАЙСКОЙ АУДИТОРИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ22
2.1 Трудности при обучении РКИ в дистанционном формате и пути их решения22
2.2. Использование видеосюжетов как средство развития коммуникативной компетенции на занятиях РКИ29
2.3. План-конспект урока по теме «Моя семья и профессии» на основе видеосюжета31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Азимов Э.Г., Сун Тао. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении русскому языку как иностранному в Китае // Горизонты современной русистики: сборник статей. - М: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2020. -С.729-734.
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с
Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 104 с. Брем, 2020, с. 151).
(Брем Н. С. Особенности барьеров при изучении иностранного языка в языковой среде и вне её // Самарский научный вестник. 2020. № 3 (32).
Брем, 2020, с. 151). (Брем Н. С. Особенности барьеров при изучении иностранного языка в языковой среде и вне её // Самарский научный вестник. 2020. № 3 (32).
Владимирова Л.П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы // Иностранные языки в высшей школе. -2014. - № 2 (29). - С. 68-72.
Григорьева Н.К. Обучение письменной речи на занятиях по русскому языку как иностранному // Актуальные вопросы филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных трудов. Выпуск 3. -Минск: БГУ, 2015. - С. 22-31.
Зубкова Г.И., Тарасова Н.М. Тенденции развития профессионального образования в Китае // Вестник Казанского технического университета. – 2014. – С. 241-242.
23.Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 111 с.
Игнатович Т.В. Интерактивные приложения в курсе РКИ: опыт использования // // Дистанционное обучение - образовательная среда XXI века: материалы XI Международной научно-методической конференции. - Минск: БГУИР, 2019. - C. 120-121.
Ковалева Л.В. Особенности обучения китайских студентов монологической речи на начальном этапе обучения // Актуа
В процессе дистанционного занятия в режиме онлайн используется функция Skype «демонстрация экрана», с помощью которой преподаватель открывает необходимые файлы (электронные учебники, таблицы), при помощи курсора на экране выделяются разными шрифтами и цветом важные моменты в наглядных материалах, требующие внимание учащихся и дополнительных комментариев преподавателя, которые заменяют записи на доске в процессе аудиторных занятий.
При обучении РКИ, особенно на этапе довузовской подготовки, необходимы ресурсы и инструменты, которые могут обеспечить имитацию «живого» общения в реальной языковой среде. Как отмечают исследователи, при реализации дистанционного обучения важно сохранить его главный принцип – интерактивность, направленность на развитие речевого взаимодействия на иностранном языке. Онлайн-занятия требуют особого внимания преподавателя к процессу речевого взаимодействия студентов, так как отсутствие непосредс