Административные процедуры в российской федерации: понятие, виды, регламентация и необходимость законодательного регулирования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что административные процедуры имеют довольно большое значение для современного общества. Это связано с тем, что в настоящее время практически невозможно обойтись без административных процедур, в силу их распространенности.
Институт административных процедур является неотъемлемой частью административного процесса. Без них невозможно законное, справедливое и эффективное осуществление управленческой деятельности.
Долгое время институт административной процедуры изучался в рамках других правовых институтов, при этом наибольшим образом регулируя элементы административной деятельности.
В настоящее время идет активный поиск путей совершенствования российского административно-правового законодательства?для установления гарантий защиты граждан от произвола бюрократии. Проводимая административная реформа направлена на модернизацию системы государственного управления, достижение эффективного функционирования экономики и постро
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………..……………..……….......…………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ....7
1.1. Понятие, сущность и система административных процедур……7
1.2. Правовое регулирование административных процедур в Российской Федерации………………………………………….......…..21
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР............................37
2.1. Процедура по разработке и принятию нормативных правовых актов……..……………………………………………………........…......37
2.2. Лицензионно-разрешительные процедуры……………........……..47
2.3. Регистрационные процедуры……………………..…...………...…55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………..………….……………….………..70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...............……...73
ПРИЛОЖЕНИЯ….…………………………..…..………………………..…....81
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.07.2021) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (ред. от 02.07.2021) // СЗ РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4553.
4. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 08.12.2020) // СЗ РФ. – 1996. – № 51. – Ст. 5681.
5. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 11.06.2021) // СЗ РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
6. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 02.07.2021) // СЗ РФ. – 2001. – № 33. – Ст. 3431.
7. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. 27.12.2018) // СЗ РФ. – 2006. – № 19. – Ст. 2060.
8. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ред. от 11.10.2018) // СЗ РФ. – 2009. – № 29. – Ст. 3609.
9. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 02.07.2021) // СЗ РФ. – 2011. – № 19. – Ст. 2716.
10. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ред. от 02.07.2021) // СЗ РФ. – 2015. – № 29. – Ст. 4344.
11. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 29.05.2017) // СЗ РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2663.
12. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 20.11.2020) // СЗ РФ. – 2004. – № 11. – Ст. 945.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 17.05.2021) // СЗ РФ. – 1995. – № 30. – Ст. 2939.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (ред. от 18.03.2021) // СЗ РФ. – 1997. – № 33. – Ст. 3895.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (ред. 09.09.2021) // СЗ РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6931.
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2012 № 581 «О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники» (ред. от 01.02.2021) // СЗ РФ. – 2012. – № 25. – Ст. 3377.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 № 686 «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств» (ред. от 22.12.2020) // СЗ РФ. – 2012. – № 29. – Ст. 4116.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2019. – № 17. – Ст. 7999.
19. Проект Федерального закона № 64090-3 «Об административных процедурах» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.01.2021).
Нормативные правовые акты зарубежных государств
20. Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29.06.2020 (ред. от 01.07.2021). URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35132264. (дата обращения: 10.07.2021).
Научная, учебно-методическая литература, периодические издания
21. Агапов, А. Б. Публичные процедуры государственной регистрации / А. Б. Агапов // LEX RUSSICA. – 2019. – № 1 (146). – С. 40 – 50.
22. Агафонов, С. И. Административные процедуры и их роль в обеспечении лицензионно-разрешительной системы органами внутренних дел (вопросы теории) / С. И. Агафонов // Современное право. – 2007. – № 4. – С. 67 – 70.
23. Акатьева, Д. А. Тенденции унификации правового регулирования административных процедур на законодательном уровне / Д. А. Акатьева // Правопорядок: история, теория, практика. – 2017. – № 2 (13). – С. 11 – 13.
24. Бажукова, Ю. В. Административно-процессуальное право: учебник / Ю. В. Бажукова, А. И. Каплунов, В. А. Кудин и др.; под ред. А. И. Каплунова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. – 376 с.
25. Баймолдина, З. Х. Перспективы развития законодательства Республики Казахстан об административных процедурах / З. Х. Баймолдина // Научно-аналитический журнал «Законодательство». – 2018. – № 3 (31). – С. 127 – 129.
26. Белова, М. Э. Лицензионно-разрешительная деятельность / М. Э. Белова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.10 (27). – С. 42 – 44.
27. Брокер, Л. Инквизиционный принцип в административном праве (административная процедура и административный процесс) / Л. Брокер // Вестник Института Законодательства РК. – 2017. – № 4 (49). – С. 26 – 34.
28. Бычкова, А. А. Государственная регистрация юридических лиц в России: порядок процедуры и необходимая документация / А. А. Бычкова // COLLOQUIUM-JOURNAL. – 2019. – № 14-7 (38). – С. 71 – 76.
29. Давыдов, К. В. Административные процедуры: проблемы классификации / К. В. Давыдов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2018. – № 2. – С. 116 – 122.
30. Давыдов, К. В. Законодательство об административных процедурах и дискреционные административные акты: проблемы теории и практики / К. В. Давыдов // Вестник ВГУ. Серия: право. – 2015. – № 2. – С. 113 – 128.
31. Давыдов, К. В. Принципы административных процедур: функции, система, перспективы развития / К. В. Давыдов // Вестник Воронежского государственного университета. – 2017. – № 2 (29). – С. 125 – 143.
32. Дегтярева, Е. А. Понятие административной процедуры / Е. А. Дегтярева // Юристъ-Правоедъ. – 2007. – № 8. – С. 1 – 2.
33. Деменкова, Н. Г. Административная ответственность как способ обеспечения надлежащего осуществления процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей / Н. Г. Деменкова, М. С. Игнатова // BULLETIN OF SOUTH URAL STATE UNIVERSITY SERIES «LAW». – 2010. – № 25 (201). – С. 91 – 94.
34. Дибель, В. Ю. Административно-правовые процедуры регистрации в государственном управлении / В. Ю. Дибель // Вестник Московского университета МВД России. – 2011. – № 9. – С. 101 – 110.
35. Дригола, Э. В. Определение состава административных процедур и административных производств и их соотношение с таможенными процедурами / Э. В. Дригола, Б. И. Бения // Инновационное развитие науки и образования: сб. науч. ст. / отв. ред. Г. Ю. Гуляев. – Ростов-на-Дону: Ростовский филиал Российской таможенной академии, 2018. – С. 96 – 98.
36. Желонкина, Я. Е. Принципы реализации административных процедур в деятельности налоговых органов / Я. Е. Желонкина // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. – № 1 (80). – С. 117 – 119.
37. Жентель, С. З. Некоторые теоретические вопросы административной процедуры регистрации юридических лиц / С. З. Жентель // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2008. – № 12. – С. 82 – 92.
38. Исламходжаев, Х. С. Теоретические и практические аспекты регламентации административных процедур / Х. С. Исламходжаев // Вестник университета О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2016. – № 5. – С. 128 – 138.
39. Ковалева, Н. В. Административная юстиция и административные процедуры / Н. В. Ковалева // Труды Института государства и права. – 2016. – № 5. – С. 84 – 92.
40. Козырев, М. С. Порядок принятия нормативных правовых актов Федеральными органами исполнительной власти / М. С. Козырев // Материалы Афанасьевских чтений. – 2018. – № 1. – С. 52 – 60.
41. Круглова, Ю. Б. Административная ответственность: учебное пособие / Ю. Б. Круглова, А. С. Крнаснов. – М.: Проспект, 2020. – 240 с.
42. Максимова, М. А. Ключевые позиции о соотношении понятий «административная процедура» и «административный процесс» применительно к антимонопольному производству / М. А. Максимова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 7-6. – С. 87 – 91.
43. Маторин, С. И. Формализованное визуальное моделирование административных процедур / С. И. Маторин, О. А. Зимовец // Прикладная информатика. – 2012. – № 2 (38). – С. 100 – 110.
44. Миндовская, И. И. Понятие «административная поцедура» как административно-правовая категория / И. И. Миндовская // Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). – 2016. – № 5. – С. 227 – 230.
45. Новоселов, В. И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении / В. И. Новоселов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1976. – 217 с.
46. Ордина, О. Н. К вопросу о разграничении локальных административно-правовых актов и локальных нормативных корпоративно-правовых актов / О. Н. Ордина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2018. – № 4. – С. 312 – 315.
47. Рогачева, О. С. Административные процедуры и эффективное публичное управление / О. С. Рогачева // Конституционализм и государствоведение. – 2017. – № 2 (10). – С. 89 – 96.
48. Родионова, Е. В. К вопросу о понятии, сущности и перспективах административного процесса / Е. В. Родионова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2012. – № 2 (12). – С. 37 – 44.
49. Сладкова, А. В. К вопросу об административно-процедурном процессе и административных процедурах / А. В. Сладкова // Вектор юридической науки. – 2019. – № 5. – С. 190 – 195.
50. Сорокин, В. Д. Административно-процессуальное право: учебник / В. Д. Сорокин. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. – 569 с.
51. Старостин, С. А. Административный процесс как отрасль публичного права / С. А. Старостин // Административное право и процесс. – 2017. – № 4. – С. 13 – 21.
52. Старостин, С. А. О некоторых проблемах унификации административных процедур / С. А. Старостин // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2018. – № 3. – С. 16 – 23.
53. Студеникина, М. С. Регистрационные процедуры: содержание, принципы, нормативное регулирование / М. С. Студеникина, Т. О. Шилюк // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2016. – № 5. – С. 144 – 153.
54. Сунцов, А. П. Роль административной процедуры лицензирования в обеспечении прав и свобод граждан на получение социальных льгот / А. П. Сунцов, Р. С. Тихий // Вестник Тюменского государственного университета. – 2017. – № 5. – С. 164 – 170.
55. Ченерелли, А. Административные процедуры в итальянском праве / А. Ченерелли // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. – 2019. – № 6. – С. 165 – 170.
56. Шигеру, К. Реформа административного права и административная реформа в Японии – принятие Закона об административных процедурах / К. Шигеру // Актуальные вопросы публичного права. Научно-практический журнал. – 2015. – № 4. – С. 56 – 76.
57. Цико, Я. Основы законодательства об административных процедурах в Германии / Я. Цико // Административное право: сравнительно-правовые подходы. – 2014. – № 5. – С. 360 – 373.
58. Luce, A. Il procedimento amministrativo ed il «diritto di partecipazione» nella legge n. 241/1990 / A. Luce // Diritto processuale amministrativo. – 1996. – № 3. – P. 552. – 564.
Материалы юридической практики
59. Обзор по результатам анализа практики рассмотрения судами дел о признании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не соответствующими федеральному законодательству (за период с сентября 2018 года по ноябрь 2019 года). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.02.2021).
60. Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 1 (2020). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.02.2021).
61. Апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации от 22.01.2020 № 44-АПА19-52. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.08.2021).
62. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.08.2020 № Ф03-2789/2020. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.02.2021).
63. Решение Арбитражного суда Томской области от 05.04.2021 по делу № А67-10323/2020. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.09.2021).
Электронные ресурсы
64. Ушаков Д. Н. Толковый словарь. URL: https://ushakovdictionary.ru/ (дата обращения: 25.01.2021).
65. Ожегов С. И. Толковый словарь. URL: http://slovarozhegova.ru (дата обращения: 25.01.2021).
Это требование является очень важным ввиду того, что отсутствие необходимого нормативного правового акта может привести к неразрешимым противоречиям во вновь возникших общественных отношениях. Как следствие такой нормативный правовой акт должен быть еще и адекватен реальным требованиям жизни. Вторым не менее важным требованием является то, что нормативный правовой акт должен вписываться в систему других нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу, если они имеются. В противном случае законодательство будет очень противоречивым и не логичным. На этом фоне может возникнуть временная коллизия двух или нескольких правовых актов, имеющих равную юридическую силу, что значительно усложнит проблему. При этом важно, чтобы новый закон ликвидировал пробелы и по возможности минимизировал количество правовых актов по одному и тому же вопросу, а не увеличивал их количество.
И, наконец, третьим требованием будет являться изложение нормативного правового акта в соответствии с требованиями формальной логики, ясным, точным и понятным для всех языком. Данное требование также является важным и необходимым. Оно предъявляется для того, чтобы любой человек, вне зависимости от того, обладает ли он юридическим образованием или нет, мог понимать смысл, который предполагает нормативный правовой акт.