Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития общества характеризуется бурным развитием компьютерных технологий. Мощный поток новой информации, распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на социальное пространство подростков. Удовлетворяя в пределах виртуального пространства свои притязания на признания, для подростка реальный мир начинает вызывать агрессию, негативизм, раздражительность, обидчивость, негативные вербальные проявления.
Актуальность темы. Следует отметить, что проблема компьютерной зависимости на сегодняшний день уже имеет достаточное теоретическое обоснование, однако, вопрос практической организации работы по преодолению и профилактике зависимости подростка от компьютерных игр остается важным и значимым. Так появляется потребность в изучении темы агрессивности подростков, имеющих неограниченный доступ к компьютерным играм. Тем самым данная тема актуальна.
Объект исследования – агрессивность подростков и увлеченность компьютерными играми. Предмет исследо
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Агрессия как психологический феномен. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте 5
1.2. Компьютерная зависимость как психологический феномен 8
1.3 Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков 11
1.4. Выводы к теоретическому исследованию 14
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 15
2.1. Организация и методы исследования 15
2.2.Описание результатов исследования 18
2.3 Выводы к эмпирическому исследованию 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Специальная литература
1. Абраменкова В. Во что играют наши дети. Игрушка и анти-игрушка. – М.: Эксмо, 2006. – 160 с.
2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М.: Эксмо пресс, 2000–512с.
3. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль /Л. Берковиц – СПб.: Питер, 2009. – 245с.
4. Влияние компьютерных технологий на здоровье пользователя. Жураковская А.Л. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2002, № 2. – С.169-173.
5. Выготский Л.С. Лекция по психологии игры. //Вопросы психологии.– 1996.- №6. – С. 74 – 80
6. Долгова, А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция / А.Г. Долгова – М.: Генезис, 2009. – 216 с
7. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова – М.: Просвещение, 2014. – 288 с.
8. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи – СПб.: Питер, 2013. – 324 с
9. Курапова О.М. О влиянии компьютерных игр на агрессивное поведение школьников // Воспитание школьников. - 2003.- № 4.
10. Паренс, Г. Агрессия наших детей: переводное издание / Г. Паренс; Пер. с англ. Л.Г. Герцик, А.В. Решетникова – М.: Форум, 2015. – 154 с
11. Паркин, С. Самые знаменитые компьютерные игры / С. Паркин. – М.: Эксмо, 2015. – 255 с
12. Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: практ. рук. / А. Б. Петрова – М.: Флинта, 2013. – 148 с
II. Интернет-источники
13. Тесты и анкеты для диагностики компьютерной зависимости
(родителям и психологам). Составитель: Педагог-психолог Марущак Я.В. URL: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2021/01/06/testy-diagnostika-kompyuternoy-zavisimosti
14. «Тест на компьютерную зависимость
Многие педагоги и психологи отмечают, что подростки, которые увлечены компьютерными играми, становятся более агрессивными, раздраженными, отстраненными, появляется безразличие к учебе, друзьям, семье. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, крайняя самооценка, повышенная тревожность, неумение находить выход из трудных ситуаций.
Почему же в них развиваются отрицательные качества? Виртуальный мир, в котором находятся подростки, полон убийств, войн и жесткости, есть сцены насилия и убийства. В силу своего переходного периода от детства к взрослости они имеют неустойчивую психику, неспособную противостоять такому скрытому на уровне подсознания, можно сказать, зомбированию на агрессивное поведение. Если у подростка проблемы в общении с взрослыми или ровесниками, то ему легче уйти из реального в мир виртуальный, где он – герой. Ведь компьютерные игры такого рода направлены не на развитие его интеллекта или духовного мира, а н