Цена в рыночной экономике: содержание, виды, механизмы формирования
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена роли цены в рыночной экономике, её функциям и методам формирования, а также отечественной ценовой политике. В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время цена является одним из ключевых финансовых рычагов финансового механизма предприятия. Цена влияет на производство, потребление, инвестиции и регулирование экономики в целом.
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов цены как экономической категории, анализ механизмов формирования цены в России, а также выявление проблем ценообразования и путей их решения.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть понятие и функции цены и ценообразования,
провести ретроспективный анализ понятий «цена и ценообразование»,
найти проблемы ценообразования в России,
изучить классификацию и виды цен,
рассмотреть методы цен
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теория цены в ретроспективе 5
1.1 Формирование теории цены 5
1.2 Классические концепции цены 8
1.3 Современная интерпретация теории цены 12
2. Цена в рыночной экономике России 17
2.1 Цена как экономический регулятор 17
2.2 Проблема регулирования цены 20
2.3 Приоритеты ценовой политики 24
Заключение 29
Список использованных источников 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Австрийская школа в политической экономии. К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. – М.: Экономика, 1992. – 546 с.
Аникин, А. В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса / A. В. Аникин. - М. : Политическая литература, 1971. - 413 с.
Бакальская Е.В. Актуальные проблемы ценообразования на российских предприятиях в современных условиях / Е.В. Бакальская // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 16. С. 60–63.
Бакальская Е.В. Сравнительный анализ ценовых методов / Е.В. Бакальская // Путь науки.2016.Т.1.№9(31), С.59–61
Борева С.Ф. Тенденции изменения оптовых и розничных цен в РФ / С.Ф. Борева // Деньги и кредит. – 2018. – № 12. – С. 28-29.
Виды цен и их классификация URL: https://helpiks.org/8-1128.html (дата обращения 14.05.2023).
Гафуров А.М. Цена как экономический регулятор // Инновационная наука. 2016. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsena-kak-ekonomicheskiy-regulyator (дата обращения 20.05.2023).
Гераськин М.И. Модели ценообразования: учеб. пособие / М.И. Гераськин, В.В. Егорова. – Самара: Изд–во Самар. гос. аэрокосм. ун–та, 2014. – 80 с.
Голлай И.Н. Эволюция подходов к ценообразованию и их влияние на уровень конкурентоспособности товара (услуги) / И.Н. Голлай // Управление инвестициями и инновациями. 2017. № 2. – С. 54–58.
Есипова В. Е. Цены и ценообразование / В. Е. Есипова. – СПб., 2015. – 304 с.
Макушева Елизавета Викторовна, Макарова Елена Сергеевна, Кравченко Екатерина Алексеевна классическая теория стоимости и теория ценообразования А. Маршалла // Наука без границ. 2021. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassicheskaya-teoriya-stoimosti-i-teoriya-tsenoobrazovaniya-a-marshalla (дата обращения 11.05.2023).
Мамонтова Е. В. Стоимость и распределение: ретроспективный анализ // Социально-экономические явления и процессы. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stoimost-i-raspredelenie-retrospektivnyy-analiz (дата обращения 20.05.2023).
Маркс К. Капитал. Критика
Он характеризуется тем, что цены на продукцию в производственной сфере (на предприятии) формировались стоимостным методом (на основе издержек производства, т.е. затрат) с плановым, ориентированным на директивы и централизованным ценообразованием без учета спроса и предложения. Плановое ценообразование было связано с всеобщим планированием (в стране существовала «плановая» экономика), директивное – означало назначение или изменение цены согласно соответствующему документу – «директивы», централизованное указывало на то, что цены на один и тот же товар (услугу) были одинаковы на всей территории страны.
2. Период «интуитивного» ценообразования (с 1992 по 1995–96 гг.). Его начало связано с «отпуском» цен с 1 января 1992 г. В то же время, учитывая высокую инфляцию из-за нехватки сырья, концепция затрат не могла объяснить рост цен без изменения себестоимости продукции. Поскольку цены на товары в то время в основном зависели от спроса и предложения (дефицит то