Роль ориентировочно-исследовательской деятельности в формировании произвольных движений
ВВЕДЕНИЕ
Проблема произвольного движения является предметом психологии, философии и других наук в течение многих столетий. Каковы психологические механизмы существования, закономерности возникновения и развития произвольного движения?
В данной работе анализируются исследования ряда авторов (в особенности А.В. Запорожца и его коллег) в области изучения произвольных движений человека и роли ориентировочно-исследовательской деятельности в формировании произвольных движений [8].
Исследовательским коллективом А. В. Запорожца была подробно описана роль ориентировочно исследовательской деятельности в решении класса экспериментальных задач, динамика ее протекания и характерные особенности зависимости от условий выполнения действия [8].
В исследовании М.И. Лисиной, ученицы Запорожца (1952-55 гг.), было обнаружено новое фундаментальное свойство живого движения. Оказалось, живое движение не только реактивно и эволюционирует, оно к тому же еще и чувствительно - прежде, чем движение станет управляемым, оно должно стать ощущаемым. [В.П. Зинченко, с. 383-387], [10].
Идея Л.С. Выготского, который первым начал рассматривать психику как особый вид деятельности человека, возникающий из практической деятельности и выполняющий планирующую и регулирующую функции. определила подход А. В. Запорожца к психическим процессам как к различным формам ориентировочной деятельности
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Зависимость произвольных движений человека от содержания и структуры его деятельности. 5
II. Стадии ориентировочных движений руки и глаза. 12
III. Ступени ориентировки при словесно регулируемом моторном действии. 19
IV. Роль ориентировочной деятельности и образа в формировании и осуществлении произвольных движений. 27
V. Современные исследования в области произвольных движений. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Безруких М.М. Представления Н.А. Бернштейна о построении движений и современные исследования произвольных движений в онтогенезе. Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика (к 100-летию А.Н. Леонтьева) Материалы международной конференции 28—30 мая 2003 г. / Под. общ. ред. А.А. Леонтьева. МГУ им. Ломоносова, факультет психологии.
2. Берштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды., М..2008
3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.:
Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
5. Гордеева Н.Д. Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М..1982.
6. Емельянова М.А., Скворцов А.А., Власова А.В., Сенющенков С.П. «Изучение произвольных движений в современной зарубежной нейропсихологии. Нейрокогнитивный подход.//в кн. Когнитивная психология: феномены и проблемы // М. : ЛЕНАНД, 2014
7. Ендовицкая Т.В. Влияние организации ориентировочной деятельности на объем внимания у детей // Доклады АПН РСФСР. – 1957. – No 3. – С. 75–79.
8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. III. Развитие произвольных движений. – М.: Педагогика, 1986. – 47- 233 с.
9. Зинченко В.П. К вопросу о формировании ориентирующего образа // Ориентировочный рефлекс и ориентировочно исследовательская деятельность. М., 1958.
10. Зинченко В.П. Мои учит
В результате объяснений преподавателей, чтения литературы и наблюдений за работой мастера создается представление о характере усваиваемой операции. Внимание привлекается к существенным условиям действия. Из преждеусвоенных двигательных умений выделяются более или менее подходящие для выполнения нового задания.
Этап практического овладения операцией.
Учащийся овладевает навыком рубки железа зубилом. Происходит постепенная отработка моторной системы путем оттормаживания лишних движений и фиксации правильных, адекватных. Это выражается в уменьшении по ходу упражнений числа ударов и количества времени, необходимых для выполнения полученного задания; во всех случаях предлагалось обрубать железную пластинку толщиной в 3 мм и длиной в 6 мм по уровню тисков.
(табл. 2) (опыты Е. Г. Яцевич), [8, стр.61].