Ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участия в нем
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что незаконные вооруженные формирования в современном мире получили достаточно широкую распространенность, хотя и их наличие всегда сопутствовало течению времен, начиная с античности. В конце XX века незаконные вооруженные формирования проявили особую активность в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, на территории Чеченской республики и ряде других республик бывшего СССР. Таким образом, становится понятно, что незаконные вооруженные формирования все еще необходимо изучать, ведь в этом вопросе существуют некоторые недопонимания и иногда отсутствует единообразие правоприменительной деятельности.
Тема исследования рассматривалась и другими авторами. Различные проблемы незаконных вооруженных формирований исследовали многие ученые: П.В. Агапов, Е.А. Гришко, B.C. Комиссаров, В.В. Мальцев, А.Т. Милюков, С.Т. Милюков, K.JI. Осипов и другие, которые, безусловно, внесли значительный вклад в разработку указанной п
Содержание
Введение ……………………………………………………………..... ………………………………………. 3
Глава 1. Уголовно правовая характеристика ст. 208 «Незаконное вооруженное формирование» ………………………………………………. 6
1.1. Объект и объективная сторона преступления ст. 208…………………… 6
1.2. Субъективные признаки организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем …………………………………….……... 12
Глава 2. Проблемы квалификации и уголовной ответственности незаконного вооруженного формирования ………………………………16
2.1 Разграничение ст. 208 от смежных составов преступлений и других правонарушений ………………………………………………………………. 16
2.2 Проблемы уголовной ответственности и назначение наказания по ст. 208…………………………………………………………………………………… 25
Заключение…………………………………………………………………….. 33
Список использованных источников ……………………………………….34
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.04.2023)
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"
Федеральный закон "Об оружии" от 13.12.1996 N 150-ФЗ (последняя редакция)
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 08.12.2003 N 162-ФЗ
Специальная литература
Мальцев В. Ответственность за создание незаконного вооруженного формирования или участия в нем // Российская юстиция. 2018.
Павликов А.В. Уголовно-правовые средства борьбы с организацией незаконного вооруженного формирования или участия в нем. Автореферат диссертация… кандидата юридических наук. М., 2021. c. 58
Агапов П.В., Хлебушкин А.Г. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем: политико-правовой, криминологический и уголовно - правовой анализ. М., 2020. с. 114
А.В. Шеслер И.О. Смирнов Характеристика объекта как элемента состава преступления, предусмотренного статьей 208 уголовного кодекса российской федерации Журнал Юридическая наука и правоохранительная практика М. 2013. 63 с.
Уголовное право РФ. Общая часть. Под редакцией: В.С. Комисарова, Н.Е. Крыловой, И.М. Тяжковой. М., 2018
Уголовное право: учебник. Общая часть / Тарбагаева А.Н. М., 2019 с. 221
Дикаев С.У. Уголовное право: учебник. Террор, терроризм и преступления террористического характера. «Юридический центр Пресс», СПб., 2019. с. 425
А.И. Рарог. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу РФ /Отв. ред. А.В. Наумов. – Эксмо, М., 2021.
Бушмин С.И., Преступления экстремистской и террористической направленности: учебное пособие /С.И. Бушмин, Г.Л. Москалев – Москва: Проспект, 2021.
Климанов А.М., Пешков Д.В. Актуальные вопросы квалифик
Законодатель не дает даже примерного списка целей и строит определение преступности формирования лишь через незаконность. В юридической литературе же были высказаны разные мнения по этому поводу. Агапов А.П. и Хлебушкин А.Г. считают, что незаконные вооруженные формирования создаются лишь в целях совершения преступлений. Другое мнение высказывает С.И. Бушмин. Он считает целью создания формирования воздействие на принятие решения органами государственной власти, органы местного самоуправления или международные организации посредством акций устрашения населения и (или) иными формами противоправных действий. Такой подход является узконаправленным, привязывая создание незаконного формирования к конкретной цели, которая не указана в УК и поэтому не может быть воспринята как признак субъективной стороны. На мой же взгляд, наиболее верное и выдержанное соответственно букве закона мнение дает С.У. Дикаев Он считает, что цели