Психологические основы эффективной деятельности педагога
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что стабильность и качество профессиональной деятельности во многом зависят от уровня психологической подготовленности педагога. В условиях меняющихся образовательных моделей и нынешней социально-экономической ситуации общепрофессиональная деятельность во многом ограничена реализацией внутреннего, психологического потенциала личности. Психология труда является своеобразным ответом на практические запросы общества и экономики. Поэтому изучение вопросов, касающихся повышения эффективности профессиональной деятельности педагога является одним из важнейших задач данной психологической дисциплины. Эффективность деятельности педагога – это условие успешного выполнения профессиональной деятельности. Содержание и структура эффективной деятельности педагога определяются требованиями деятельности к психическим процессам, состояниям, опыту, свойствам личности и ее установкам. Значимость изучения психологических аспектов эффективной деятельно
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА …………………… 5
1.1 Понятие «деятельность» в научной психологии…………………….. 5
1.2 Психологические условия эффективной деятельности……………… 8
1.3 Специфика профессиональной деятельности педагога………………. 12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ……………………. 17
2.1 Методы исследования психологических основ эффективной деятельности педагога……………………………………………………… 17
2.2 Результаты исследования эффективности деятельности педагога….. 18
2.3 Рекомендации по повышению эффективной деятельности педагога... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреева, О.С. Психотехники и тренинги: (организация и проведение тренинговых занятий): учеб.пособие / О.С. Андреева; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. - 172 с.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.4 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 312 с.
Голованова, И.И. Саморазвитие и планирование карьеры: учеб.пособие / И.И. Голованова. – Казань: Казан. ун–т, 2013. – 196 с
Дружилов, С.А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека / С.А. Дружилов // Психологические исследования. – 2012. – №1(21). – С. 12 – 19.
Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М. : МИСиС, 2004.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с.
Кузнецов, М. Е. Педагогические основы личностно-ориентированного образовательного процесса в школе: монография / М.Е. Кузнецов. – Новокузнецк, 2010. – 342 с.
Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М. : Изд-во МГУ, 2000. – 380 с.
Маллаев, Д.М. Теория и практика психотехнических игр / Д.М. Маллаев, Д.И. Гасанова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 150 с.
Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М.: «Знание», 2008. – 308 с.
Минюрова С.А. Психология саморазвития человека в профессии – М.: Компания спутник, 2008. – 298 с.
Моисеева, Н.Н. Формирование к психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному взаимодействию: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.Н. Моисеева. – Уфа, 2007. – 25 с.
Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие
Важнейшим – исходным и базовым – компонентом деятельности является мотивация. Она реализует по отношению к деятельности как собственно побудительные, так и регулятивные функции, организует и динамизирует всю систему деятельности. Мотивация всегда представлена в деятельности в соотвествии с целями деятельности [20, с. 89].
Цель является идеальной формой представления результатов деятельности. Эта идеальная форма будущего результата складывается у человека до начала осуществления деятельности и в дальнейшем оказывает решающее влияние на всё её содержание.
Под информационной основой деятельности понимается совокупность признаков, которые характеризуют предметные и субъективные условия деятельности, позволяющие организовать её в соответствии с её целями и мотивами.
Прогнозирование тесно связано с целеобразованием, поскольку формулировка (или выбор) целей всегда опирается на прогноз будущих событий, а также антиципируемых изменений объекта и условий деятельности.
Следующий базовый компонент – принятие решения – занимает в структуре деятельности центральное, иерархически главное положение. Основная функция