Феномен психологического благополучия личности
Введение
Актуальность исследования. Феномен психологического благополучия личности становится все более актуальным, поскольку берет на себя практически все сферы жизнедеятельности человека. Уровень психологического благополучия обладает огромной значимостью для личности, так как олицетворяет ее естественное стремление к испытыванию счастья, внутреннему благополучию и равновесию. Кроме того, психологическое благополучие охватывает широкий круг проблем, связанных с формированием зрелой, адаптивной личности.
В наше время существует множество исследований данного феномена, но в большинстве своем авторы изучают лишь отдельных аспектов субъективного и психологического благополучия личности, в то время как комплексных теоретико-эмпирических исследований, которые бы детально раскрывали экстраполяторы психологического благополучия личности, крайне мало [10; 13; 15; 18; 21; 29; 53 и др.]. К тому же достаточно мало исследований, посвященных психологическому благополучию в юношеском возрасте. Яв
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к проблеме психологического благополучия и его взаимосвязи с самоотношением личности8
1.1.Определение, понятие и роль психологического благополучия в психологии8
1.2.Взаимосвязь самоотношения и уровня субъективного психологического благополучия личности16
1.3.Специфика формирования психологического благополучия личности в юношеском возрасте23
Выводы по главе29
Глава 2. Эмпирическое исследование степени взаимосвязи (особенностей) самоотношения и уровня психологического благополучия личности31
2.1 Организация и методы исследования31
2.2 Анализ результатов исследования36
Выводы по главе48
Заключение51
Список литературы54
Приложения 60
Список литературы
Абсатарова Т.Р. Психологическое благополучие педагога: показатели и критерии оценивания // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве. Сборник статей. 2019. С. 102–106.
Аладьин А.А., Пергаменщик Л.А., Фурманов И.А. Методика исследования самоотношения // Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. Минск, 1992.
Александрова Л.П. Психологическое благополучие ребенка как условие успешного развития и обучения // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве. Сборник статей. 2018. С. 93–97.
Аргайл М. Психология счастья / пер. с англ. А. Лисицина. СПб., 2003.
Баймуллина, В. В. Проблема взаимосвязи самоотношения и самоактуализации личности / В. В. Баймуллина // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 206-207.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
Бучацкая М.В. Психологическое благополучие работающих женщин //Автореф. дисс. …канд.пс.н. Москва, 2017. 24 с.
Весна Е.Б., Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». 2009. № 2 (8). C. 31–41.
Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия. 2020. №2.
Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 70–74.
Водяха С.А. Психологическое благополучие учащихся // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве. Сборник статей. 2015. С. 5–11.
Воробьев Н. Е., Низовая Т. Н. Гуманистические идеи К. Роджерса в современной теории и практике обучения и воспитания // Известия ВГПУ. 2017. №1.
Воронина А.В. Проблема психологического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологичес
В общем виде, по мнению Р. Бернса, самоотношение можно определить как аффективную составляющую установки личности, обладающую устойчивым характером и различной степенью интенсивности в зависимости от контекста и когнитивного содержания «Я» образа [6]. Автором была предложена «Я-концепция», представляющая собой иерархическую структуру, вершиной которой является глобальная «Я-концепция», которая включает в себя всевозможные грани индивидуального самосознания. Данная концепция рассматривается как совокупность самоустановок индивида, и основные модальности этих установок определяются как реальное «Я» (восприятие индивидом своих актуальных психологических особенностей, роли, статуса, и в целом, представление о себе настоящем), зеркальное (социальное) «