Психодиагностика в педагогической практике: условия и принципы использования
ВВЕДЕНИЕ
Для педагогов в современных условиях актуальной проблемой является овладение психолого-педагогическими методиками диагностики на основе информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Работа педагога многопланова и многоаспектна, в нее включено множество компонентов. Одним из важнейших является систематическое изучение каждого воспитанника на всех этапах его жизни, сознание необходимости постоянного обращения к современному комплексу знаний о человеке, составляющему основу понимания ребенка как существа многомерного, многопланового, универсального. Работа педагога обязательно должна включать в себя диагностику детей.
Сюда относятся умения прогнозировать оптимальные пути развития и воспитания школьников; диагностировать личность школьника и осуществлять индивидуальную программу его воспитания; диагностировать его учебные навыки, диагностировать общий уровень воспитанности личности и коллектива.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика психолого-педагогической диагностики……………...5
1.1 Понятие и функции психолого-педагогической диагностики………………..5
1.2 Основные требования и принципы педагогической психодиагностики……..9
1.3 Методы психолого-педагогического исследования………………………….15
Глава 2. Применение психодиагностики в педагогической практике……….....21
2.1 Место психологической диагностики в структуре
педагогического труда…………………………………………………………….21
2.2 Условия проведения психолого-педагогической диагностики………….….23
2.3 Основные области применения психологической диагностики в педагогической практике…………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………...….30
Список использованных источников…………………………………..…………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. - М.: Издательский центр Академия, 2002.
Бодалев А. А., Столин В. В., Авапесов B. C. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. 440 с.
Бурлачук С. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2002. С. 108.
Волков Б. С. Методы исследования в психологии: учебно-практическое пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Пед. о-во России, 2003. 208 с.
Глуханюк Н. С., Семенова С. Л., Печеркина А. А. Общая психология: учеб. пособие. М.: Академия, 2009. 288 с.
Голубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. 137 с.
Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997. Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/6/0425/index.shtml
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М: Просвещение, 1995.
Зеер Э. Ф., Карпова Г. А. Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ: учеб. пособие / Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск: Изд-во СИПИ, 1989. 88 с.
Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. - М.: Академия, 2006. — 320 с.
Колясникова Л. В. Диагностическое обеспечение образовательного процесса: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед.ун-та, 2003. С. 8.
Костромина С.Н. Современная психодиагностика: система основных понятий: Учебно-методическое пособие. — СПб.: СПбГУ, 2006 б.
Лёгенькая И.В. Психолого-педагогическая диагностика в работе учителя и классного руководителя Режим доступа: https://pedsovet.su/load/145-1-0-8155
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.
Лучинин, А. С. Психодиагностика : учебное пособие / А. С. Лучинин. — 2-е изд.
Микляева А. В., Румянцева П. В. Диагностика школьной тревожности // Психол. диагностика. 2006. № 1. С. 32–53.
Принцип оптимизации форм и методов диагностики ориентирует на оптимизацию системы целей диагностики, ее критериев и показателей, процедур обработки, анализа результатов. Реализуется путем подбора наиболее сочетающихся и эффективных, экономичных методик, рационализации трудозатрат и функционального распределения обязанностей между участниками диагностирования, выборе наиболее рациональных (необходимых и достаточных) программ и процедур обработки и анализа информации, ее представления.