Особенности взаимоотношений между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом по вопросу предоставления автокефалии для Польской Православной Церкви
Введение
Взаимоотношения Православных Церквей в мировой истории часто были связаны со множеством спорных ситуаций. Не стала исключением и Русская Православная Церковь, которая на протяжении своей истории имела определённые противоречия по некоторым вопросам с Константинопольским Патриархатом. Несмотря на всю ту колоссальную роль, которую Константинополь сыграл для становления и закрепления Православия на Руси, отношения Русской Церкви и Константинопольского Патриархата трудно назвать идеальными. Противоречия между ними длятся и по сей день, что проявляется, в частности, в современном религиозном кризисе на Украине.
Для того, чтобы лучше разобраться в особенностях этого кризиса, имеет смыл рассмотреть аналогичные случаи в истории. Один из них связан с обретением автокефалии Польской Православной Церковью. Данный вопрос также решался в непростых внешнеполитических условиях, кроме того, речь шла об автокефалии для Православной Церкви в католической стране. Как и в случае с украинским кр
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Особенности развития Польской Православной Церкви до 1924 года 5
1.1. Исторические аспекты Православия в Польше до ХХ века 5
1.2. Особенности взаимодействия Польской Православной Церкви в начале ХХ века 17
Глава 2. Взаимоотношения Православных Церквей и светских властей в 1924-1948 гг. 23
2.1. Особенности существования Русской Православной Церкви в первые десятилетия советской власти 23
2.2. Политика Константинопольского Патриархата в Турции начала ХХ века 36
2.3. История взаимоотношения Польской Православной Церкви и властей Польши в 1924-1948 гг. 49
Глава 3. Обретение автокефалии Польской Православной Церковью 61
3.1. Процесс получения автокефалии Польской Православной Церковью в 1924 и 1948 гг. 61
3.2. Особенности существования Польской Православной Церкви после 1948 года 64
3.3. Перспективы дальнейших отношений Польской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом и Русской Православной Церковью 67
Заключение 70
Библиография 73
Библиография
1. Алексеев В.А. Иллюзия и догмы: взаимоотношения Советского государства и религии. – М.: Политиздат, 1991. – 398 с.
2. Афинагор I, Патриарх Константинопольский // Православная энциклопедия. – Т. IV. -М., 2002. – С. 85-86.
3. Барсук Е.Е. Этноконфессиональные отношения на белорусских и украинских землях в Речи Посполитой: историографический обзор // Современная научная мысль. – 2014. – № 6. – С. 12-20.
4. Беднов В.А. Православная церковь в Польше и Литве (по Volumina Legum). – Екатеринослав: тип. С.И. Барановского, 1908. – 511 с.
5. Бендин А.Ю. Феномен российской веротерпимости // Российская история. – 2013. – № 5. – С. 143-149.
6. Берташ А. Православная Церковь в Польше и русская эмиграция до Второй мировой войны. Общий обзор и судьбы русских храмов // Богослов. – 2016. – 16 февраля. – URL: https://bogoslov.ru/article/4861337 (Дата обращения: 11.04.2023).
7. Близнеков В.Л. Великая Литва и идея новой Руси // Вопросы национализма. – 2014. – № 4 (20). – С. 144-155.
8. Борисёнок Е.Ю. Несоветская украинизация: власти Польши, Чехословакии и Румынии и «украинский вопрос» в межвоенный период. М.: Алгоритм, 2018. – 302 с.
9. Боровой В. Московский Патриархат и Киевская митрополия (1589-1687) // Церковь и время. – 2016. – № 4 (77). – С. 208-247.
10. Бродский А.И. Кто взойдет на Гору Господню? Польша, Россия и Украина в свете мессианской идеи // Вече. – 2015. – № 27-1. – С. 185-208.
11. Булахтин М. «Возвращение украденных латинских душ»: политика полонизации православия в межвоенной Польше // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2019. – № 4 (37). – C. 261–284.
12. Василий III, Патриарх Константинопольский // Православная энциклопедия. – Т. VII. – М., 2004. – С. 99.
13. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в 1927-1943 гг. // Вопросы истории. – 1994. – № 4. – С. 27-33.
14. Вениамин I, Патриарх Константинопольский // Православная энциклопедия. – Т. VII. – М., 2004. – С. 656.
15. Верт А. Россия в войне 1941-1945. – Москва: ЭКСМО: Алгоритм, 2003. – 734 с.
16. Вестник Священного Синода. – Москва. – 1931. – № 1-2.
17. Второе послание митрополита Сергия и Временного при нем Священного Синода 31 декабря 1927 // Русская Православная Церковь в советское время (1917 – 1991) / Сост. Г. Штриккер. – М., 1995. – С. 272.
18. Герман V, Патриарх Константинопольский // Православная энциклопедия. – Т. XI. – М., 2006. – С. 263.
19. Голубев С.Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. – Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкаго, Т. 1. – 1883. – 576 с.
20. Голубев С.Т. Материалы для истории западно-русской церкви (XVIII стол.). – Киев: тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1895. – 299 с.
21. Горожанина М.Ю., Давы
Эти изменения случились в контексте перемены всего курса руководящей группы ЦК РКП (б) под руководством Сталина, курса по сворачиванию НЭПа, насильственной коллективизации, углублению классовых отношений в городе и селе. Несмотря на усилия Сергия и публикации им «Декларации лояльности», Церковь не выбила себе особых послаблений. Духовенство, и раннее считавшееся эксплуататорами, рассматриваемая как категория предпринимателей, при ликвидации «нэпманов» и кулаков, одним из первых приняло на себя удар. С 1929 г. Церковь была объявлена «кулацко-нэпманской агентурой», которая «мобилизует реакционные и малосознательные элементы в целях контрнаступления на мероприятия Советской власти». Это де-факто поставило Церковь на грань существования, и к концу 1930-х гг. осталось лишь 4 правящих архиерея.
Конкретные перемены в религиозной политике, отраженные в законодательстве, начались весной 1929 г. 8 апреля ВЦИК и Совнарком РСФСР приняли закон «О рел