Проблемы прокурорского надзора за исполнением уголовно-процессуального законодательства органами полиции, осуществляющих предварительное расследование
ВВЕДЕНИЕ
В Конституции Российской Федерации закреплен принцип верховенства прав и свобод человека и гражданина. Роль прокуратуры в системе механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина переоценить сложно, поскольку именно этот государственный орган осуществляет надзор за исполнением законов в важнейших сферах жизнедеятельности общества.
Так, вопросам о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации прокуроры уделяют самое пристальное внимание в рамках реализации функций по уголовному преследованию, участию в рассмотрении дел в судебном порядке, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; при участии в законотворческой деятельности и т.д.
Актуальность выбранной темы исследования объясняется не только особой значимостью прокурорского надзора для защиты прав и свобод граждан Российской Федерации в уголовном процессе, обеспечения принципа законности в российском обществе в целом, но и недавним реформиров
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ПРЕДМЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОРГАНАМИ ПОЛИЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ 6
1.1 Понятие и цели прокурорского надзора за органами полиции, осуществляющими предварительное расследование 6
1.2 Предмет прокурорского надзора за органами полиции, осуществляющими предварительное расследование 26
ГЛАВА 2. МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРГАНАМИ ПОЛИЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 33
2.1 Меры прокурорского реагирования на нарушения уголовно-процессуального законодательства органами полиции, осуществляющими предварительное расследование 33
2.2 Проблемы законодательного регулирования мер прокурорского реагирования на нарушения уголовно-процессуального законодательства органами полиции, осуществляющими предварительное расследование 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложения .....................................................................................................57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Нормативные акты
1. Всеобщая декларация прав человека 1948 года [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Международный пакт о гражданских и политических правах [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия: Федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 16.
7. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 02.12.2008 № 226-ФЗ // Российская газета. - 2008. - 5 дек.
8. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 24. - Ст. 2830.
9. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 19. - Ст. 2060.
10. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
2) Ведомственные нормативные акты, изданные Генеральным прокурором Российской Федерации, Министром внутренних дел, материалы судебной и прокурорско-следственной практик, материалы архивов
11. О вводе в опытную эксплуатацию модернизированного специального программного обеспечения государственной автоматизированной системы правовой статистики, внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 18.01.2016 № 18 «О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики» и признании утратившими силу некоторых организационно-распорядительных документов: Приказ Генпрокуратуры России от 08.06.2018 № 351 «» [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
12. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания: Приказ Генпрокуратуры России от 26.01.2017 № 33 // Законность. - 2017. - № 5.
13. О состоянии законности при принятии органами предварительного расследования решений об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении предварительного следствия и прекращении производства по уголовным делам: Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 10.02.2016 № 36-11-2016 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
14. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 05.09.2011 № 277 // Законность. - 2011. - № 12.
15. Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве: Приказ Генпрокуратуры России от 27.11.2007 № 189 (ред. от 08.05.2018) // Законность. - 2008. - № 2.
16. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Определение Верховного Суда РФ от 25.08.2016 № 303-КГ16-10754 по делу № А51-18866/2015 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.09.2021).
18. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10.02.2016 № 41-АПГ15-53 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3) Специальная литература
19. Александров А.И. Предварительное следствие в уголовном процессе России: между прошлым и будущим / А.И. Александров // Российский следователь. - 2018. - № 3. - С. 31-37.
20. Аносова М.М. Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей / М.М. Аносова, А.А. Аюрова, Ю.Н. Беляева и др.; отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. - М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. - 272 с.
21. Артемов В.Ю. Борьба с коррупцией в правоохранительных органах за рубежом / Отв. ред. И.С. Власов, С.П. Кубанцев. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 320 с.
22. Арямов А.А. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / А.А. Арямов, Т.Б. Басова, Е.В. Благов и др.; отв. ред. Ю.В. Грачева, А.И. Чучаев. - М.: КОНТРАКТ, 2017. – 540 с.
23. Багаутдинов Ф.Н. Надзор за исполнением законов в сфере правовой статистики / Ф.Н. Багаутдинов, М.А. Гаврилов // Законность. - 2020. - №1. - С. 37-40.
24. Багмет А.М. «Неразумные» сроки предварительного следствия / А.М. Багмет, А.В. Хмелева, В.И. Саньков // Российская юстиция. - 2018. - № 8. - С. 30-35.
25. Бахрах Д.Н. Административное право : учебник / Д. Н. Бахрах,. Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - М.: Норма. - 700 с.
26. Волынская О.В. Проблема разграничения основания отказа в возбуждении уголовного дела и его прекращения в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ / О.В. Волынская, О.Н. Грашичева // Российский следователь. - 2017. - № 17. - С. 11-18.
27. Воробьева Н.А. Возбуждение уголовного дела - самостоятельная стадия уголовного процесса / Н.А. Воробьева // Современное право. - 2016. - № 10. - С. 119-122.
28. Головинская И.В. Ретроспектива и перспектива стадии возбуждения уголовного дела / И.В. Головинская, М.В. Крестинский, М.М. Головинский // Современное право. - 2016. - № 11. - С. 76-83.
29. Гузнов А.Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации: Дис. ... докт. юрид. наук / А.Г. Гузнов. - М., 2016. - 350 с.
30. Данилов А.И. Предварительное следствие как основная форма предварительного расследования / А.И. Данилов // Молодой ученый. - 2019. - № 51 (289). - С. 85-90.
31. Дармаева В.Д. Процессуальный статус российского следователя / В.Д. Дармаева // Российский следователь. - 2018. - № 1. - С. 8-12.
32. Дмитриев Р.С. Прокурорский надзор за исполнением законов при учете преступлений и результатов их расследования / Р.С. Дмитриев // Законность. - 2018. - № 3. - С. 41-45.
33. Ергашев Е.Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Е.Р. Ергашев. - Екатеринбург, 2016. - 413 с.
34. Исламова Э.Р. Прокурор и руководитель следственного органа: соотношение процессуальных полномочий / Э.Р. Исламова // Общество: политика, экономика, право. - 2016. - № 2. - С. 112-114.
35. Исмаилов Ч.М. Оптимизация полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела / Ч.М. Исмаилов // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 3. - С. 168-174.
36. Каретников А.С. Сущность полномочий прокурора по надзору за предварительным следствием: прошлое и настоящее / А.С. Каретников, С.А. Коретников // Российская юстиция. - 2015. - № 5. - С. 48-52.
37. Каретников А.С. Требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия / А.С. Каретников // Законность. - 2016. - № 1. - С. 30-34.
38. Кожокарь В.В. Возбуждение уголовного дела: вопросы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук / В.В. Кожокарь. - М., 2016. - 301 с.
39. Козлова Е.И. Конституционное право России: Учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2015. - 585 с.
40. Коломеец Е.В. Обеспечение законности решений об отказе в возбуждении уголовного дела средствами прокурорского реагирования / Е.В. Коломеец // Вестник Омской юридической академии. - 2018. - № 3. - С. 314-318.
41. Курченко В.Н. Этические и процессуальные требования, предъявляемые к государственному обвинителю в суде присяжных / В.Н. Курченко // Законность. - 2018. - № 2. - С. 12-18.
42. Магомедов А.Ш. Проблемы эффективности требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия / А.Ш. Магомедов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 6. - С. 101-103.
43. Махов В.Н. Роль прокурора в уголовном преследовании в России и в зарубежных государствах / В.Н. Махов // Законность. - 2014. - № 8. - С. 53-55.
44. Мицкевич Л.А.Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательства и административная ответственность: критерии соотношения / Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2017. - № 6. - С 40-45.
45. Нарутто С.В. Обращение граждан в Конституционный Суд Российской Федерации: научно-практическое пособие / С.В. Нарутто. - М.: Норма, Инфра-М, 2011. - 352 с.
46. Одношевин И.А. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и пределы его осуществления / И.А. Одношевин // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 4. - С. 192-198.
47. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2018. - 1120 с.
48. Погодина Н.А.Соотношение контроля и надзора в российской правовой системе / Н.А. Погодина, К.В. Карелин // Российская юстиция. - 2012. - № 3. - С. 72-78.
49. Ряполова Я.П. Состоятельность стадии возбуждения уголовного дела для российского уголовного процесса / Я.П. Ряполова // Российская юстиция. - 2016. - № 6. - С. 35-38.
50. Скабелин А.В. Возвращение прокурору полномочий по возбуждению уголовных дел: за и против / А.В. Скабелин // Вестник Волгоградского государственного университета. - Серия 5: Юриспруденция. - 2016. - № 2. - С. 157-161.
51. Стремоухов А.В. О соотношении категорий понятийного ряда «права человека» / А.В. Стремоухов // Журнал российского права. - 2010. - № 11. - С. 65-73.
52. Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник / Ю.А. Тихомиров. - М.: Бек, 1995. - 720 с.
53. Ткачев И.В. О необходимости расширения полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета / И.В. Ткачев // Российская юстиция. - 2014. - № 9. - С. 53-55.
54. Толстых А.В. О подготовке и реализации постановления прокурора на стадии возбуждения уголовного дела / А.В. Толстых // Российский юридический журнал. - 2014. - № 6. - С. 142-146.
55. Хмелева А.В. Вопросы законодательного урегулирования использования следователем специальных знаний «сведущих лиц» / А.В. Хмелева // Российский следователь. - 2014. - № 11. - С. 8-15.
56. Хмелева А.В. Следователь-криминалист: проблемные вопросы процессуального и функционального статуса / А.В. Хмелева // Российский следователь. - 2018. - № 1. - С. 38-42.
Электронные ресурсы
57. Пострадавшие от преступлений в надежде на справедливость. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=116081.
Помимо следователя, в 2008 году появилась новая фигура уголовного процесса со следственными полномочиями – следователь-криминалист . Законодательное определение данного субъекта уголовно-процессуальных отношений сосредоточено в п. 40.1 ст. 5 УПК РФ, в соответствии с которой следователь-криминалист является должностным лицом, в компетенцию которого входят производство предварительного следствия, участие при наличии поручения руководителя следственного органа в осуществлении определенных следственных действий и действий иного уголовно-процессуального характера без принятия уголовного дела к своему производству. Полагается, что фундаментом указанной легальной дефиниции послужило осуществление деятельности криминалистов в прокуратуре, когда возбуждение уголовных дел и осуществление предварительного следствия составляло круг полномочий прокуроров. Основная сущность функций следователя-криминалиста состоит в том, что осуществление предварительного следствия полностью или частично образует круг полномочий субъекта, который, с одной стороны, как и следователь, обладает широким набором уголовно-процессуальных прав и обязанностей, с другой – имеет специальные знания в области криминалистики, которые, безусловно, самым благоприятным образом сказываются на расследовании уголовных преступлений . Поскольку Российская Федерация провозглашает себя как правовое государство, то на сегодняшний день одной из главных проблем является совершенствование законодательных норм, в том числе посвященных уголовно-процессуальному статусу следователя. Рассогласованность следователей по трем разным структурным звеньям системы органов государственной власти (СК РФ, ФСБ РФ, МВД РФ) следует рассматривать в качестве проблемного аспекта института предварительного следствия и следователя как его структурного элемента. С одной стороны, следователи обладают относительной уголовно-процессуальной независимостью, он является подотчетным начальнику следственного отдела, в котором он осуществляет службу, а с другой – следователи в любом случае не могут не зависеть от руководителей определенных ведомственных органов, в состав которых они заключены.