Исследование взаимосвязи психологических особенностей руководителя и психологического климата коллектива
ВВEДEНИE
Актуальность темы исследования заключается в том, что психологическое взаимодействие широко интегрировано в процессы работы, образования, управления и других сфер жизни. Она может намеренно или непреднамеренно играть положительную или отрицательную роль на сознательном или бессознательном уровне: мобилизовать или демобилизовать потенциальные силы и способности человека и группы, увеличивать или уменьшать трудовую активность, формировать положительные или отрицательные черты личности.
Следует отметить, что навыки напрямую зависят от стиля руководства. Разные стили лидерства требуют разных комбинаций навыков. Стиль выполняет компенсаторные функции в отношении структуры личных способностей. Вот почему менеджеры выбирают определенный стиль, чтобы полагаться на сильные стороны своей профессиональной личности и "обходить стороной" слабые. Можно сказать, что стили лидерства являются результатом разнообразия человеческих личностей.
Лидерство и руководящая роль - это две основные концепции, связанные с эффективным управлением организацией.
В 1937 году К. Левин выделил общую психологическую составляющую деятельности всех менеджеров и дал ей название - лидерство. Другие выдающиеся психологи также занимались
СОДЕРЖАНИЕ
ВВEДEНИE 4
ГЛAВA 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА 7
1.1 Проблема изучения психологического климата коллектива 7
1.2 Структура межличностного взаимодействия 10
1.3 Влияние особенностей личности руководителя на психологический климат в коллективе 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА 25
2.1 Исследование существующего психологического климата в МОУ «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Семья» г. Магнитогорска 25
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике / А.В. Батаршев. СПб.: Речь, 2016. – 208 с.
2. Бусоедов И.А. Социально-психологический климат в организации / И.А. Бусоедов, Т.А. Гребенюк, Н.К. Семенова // Молодой ученый. 2016. № 10. – С. 634-636.
3. Галеева Л.В. Факторы, определяющие социально-психологический климат // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2016. № 2 (13). Т.1. – С. 36-39.
4. Дейнека А.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник / А.В. Дейнека. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. – 392 с.
5. Денисова А.О. Психологический климат и социальнопсихологическая адаптация персонала в организации // Международный электронный научный журнал. 2017. № 1 (25). – С. 56-59.
6. Дуракова И.Б. Управление персоналом: Учебник / И.Б.Дуракова, Л.П. Волкова, Е.Н. Кобцева. М.: ИНФРА-М, 2017. – 368 с.
7. Егоршин А.П. Организация труда персонала: Учебник / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. М.: ИНФРА-М, 2016. – 320 с.
8. Жовтоножко В.В. Исторический анализ термина социальнопсихологический климат в отечественной науке // Власть. 2016. № 3. – С. 163-167.
9. Жуков Ю.М. Введение в практическую социальную психологию: Учебное пособие / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, О.В. Соловьева. СПб.: Питер, 2016. – 255 с.
10. Иванкевич Дж.М. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом / Дж.М. Иванкевич, А.А. Лобанов. М.: Дело, 2017. – 156 с.
11. Колобова И.Н. Психология управления: Учебное пособие / И.Н. Колобова. М.: Изд-во Рос. таможенной акад., 2017. – 304 с.
12. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. М.: АСТ, 2016. – 448 с.
13. Митрофанова Е.А. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова, В.Г. Коновалова, О.Л. Белова; Под ред. А.Я. Кибанова. М.: Проспект, 2015. – 68 с.
14. Одегов Ю.Г
Под макросредой понимается большая социальная среда, в которой находятся и осуществляют свою деятельность трудовые коллективы. Макроокружение также относится к уровню развития материальной и интеллектуальной отраслей промышленности, культуре общества. Наконец, в макросреде выделяется определенное социальное сознание, которое отражает это социальное существование во всех его противоречиях.
Микросреда учреждения - это «поле» повседневной деятельности людей, конкретные материальные и духовные условия, в которых они работают. На этом уровне определенные эффекты макросреды приобретают для каждого индивида собственную определенность, свою связь с реалиями жизненной практики [16].
Известно, что рациональная организация трудового процесса с учетом возможностей человеческого организма, обеспечение нормальных условий труда и отдыха людей поло