Формы социальной помощи несовершеннолетним оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Происходящие в России перемены, вызванные реформированием ее основных экономических, политических и социальных институтов, требуют теоретического и прикладного изучения вопросов о механизме социальных преобразований, и прежде всего разработки социальных технологий проведения реформ.
Резкие социальные изменения в стране, безусловно, повлияли на жизнь сегодняшних подростков. Во-первых, образовался большой разрыв между системой ценностей взрослых — выходцев из страны развитого социализма и молодежью. Во-вторых, из-за серьезных материальных трудностей многие родители вынуждены напряженно зарабатывать деньги.
В таких условиях они часто не в состоянии сохранять эмоциональную близость со своим растущим и так изменившимся ребенком. Как правило, из-за этого в семье возникают конфликты, которые усугубляются эмоциональной нестабильностью, гормональной бурей, максимализмом, категоричностью и борьбой подростка за эмоциональное отделение от родителей. У многих подростков снижается успеваемость, теряется всякий интерес к школе, возрастает интерес к компаниям, которые не нравятся родителям; возможны хулиганские и противоправные действия, побеги из дома. Фактически такие подростки становятся беспризорными.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 5
1.1 Понятие трудная жизненная ситуация 5
1.2 Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации 9
1.3 Социальная защита детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 15
2.1 Социально-педагогическая помощь детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации 15
2.2 Особенности социальной работы с лицами, оказавшимся в трудной жизненной ситуации 20
2.3 Развивающая социальная среда как условие формирования субъектности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022)
2. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
3. Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (вместе с «Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних», «Примерным положением о социальном приюте для детей», «Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей»)
4. Апуневич, О. А. Технологии социально-психологической реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации / О. А. Апуневич, Е. Л. Перченко // Мировая и Российская наука: области развития и инноваций: Сборник научных статей / Научный редактор С.П. Акутина. Том Часть I. – Москва: Издательство "Перо", 2020. – С. 23-31
5. Бахтина, С. В. Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации / С. В. Бахтина, О. В. Антонова, А. В. Розинова // Наукосфера. – 2022. – № 10-1. – С. 115-118
6. Беспалов Ю.Ф. Трудная жизненная ситуация ребенка в РФ: социально-правовой аспект // Нотариус. - 2018. - № 3. - С. 30-33
7. Дробышева, Т. В., Войтенко, М. Ю., Дробышева, М. М. Образ своего поколения в представлениях разных групп россиян (на примере поколений «беби-бумеров», «Х» и «Миллениум»). Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2019. - № 3 (51). – С. 64-68
8. Елизаров, С. Г. Развивающая социальная среда как условие формирования субъектности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации / С. Г. Елизаров // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2020. – № 3. – С. 179-185
9. Елизаров, С. Г., Нарыкова, И. Н., Орлова, О. И. Подросток, находящийся в трудной жизненной ситуации: возможности постреабилитационного сопровождения. Вестник практической психологии образования, - 2019. - № 2 (2). - С. 68–75
10. Климова, С. В. Трудная жизненная ситуация в социальной работе с молодежью: уточнение понятийного содержания термина / С. В. Климова // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. – 2021. – № 1(5). – С. 160-170
11. Кравченко, А. А. Социально-педагогическая помощь детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации / А. А. Кравченко // 2019. – № 10(22). – С. 20-23
12. Сальникова А.И. Опыт работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации / А.И. Сальникова, К.С. Шалагинова // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - №1. - С. 95
13. Сарбасова С. Б. Особенности социальной работы с лицами, оказавшимся в трудной жизненной ситуации /, А. А. Аманжолова, М. Н. Жаманбай, Ю. К. Мусабаев // Образовательный вестник Сознание. – 2020. – Т. 22, № 2. – С. 22-27
14. Соколенко Н.Н., Ханчукаева Л.А. Социальный контракт как мера государственной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации: некоторые проблемы правового регулирования 170 // Социальное и пенсионное право. - 2019. - № 1. - С. 14-19
15. Чудинова, Н. А. Социальная защита детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации / Н. А. Чудинова // 2020. – Т. 2, № 1(40). – С. 618-621
Права ребенка представляют собой общечеловеческую ценность. Характеризуется это тем, что детство – уникальный, важнейший период в развитии человеческой жизни. Кроме того, будущее человечества и общества в целом, зависит от молодого поколения, их духовного и физического развития.
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно .
Положение о необходимости защиты семьи как основной социальной ячейки общества со стороны государства относится к числу общепризнанных норм международного права.
Так, в п. 3 ст. 16 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., говорится: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства».