Процесс воспитания учащихся МБОУ «Кизнерская сельская ООШ» и Воскресной школе храма Воскресения Христова с. Кизнер.
В настоящее время все человечество активно вступает в информационную эру, выходит на новые рубежи научно–технического прогресса, осваивает новые передовые технологии. Во всем этом развитии очень сильно ощущается отсутствие добра и человечности в отношениях между людьми. В своём развитии научно–технический прогресс опережает духовно-нравственный.
Основная проблема XXI века - моральное самоуничтожение личности, которое происходит в результате стремления людей к материальному обогащению и неправильного понимания свободы как вседозволенности, наносящей непоправимый ущерб окружающему миру и самому человеку.
В любой стране и, особенно в России, духовные ценности и нравственные ориентации людей, в том числе молодого поколения, во многом определяются социокультурной и образовательной средой школы и во многом зависят от духовно-нравственной культуры субъектов педагогического процесса.
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические основы определения понятия ценностей
I.1 Ретроспективный анализ понятия «ценность» в научной литературе
I.2. Иерархия ценностных ориентиров
I. 3 Отцы Церкви о ценностях
I.4 Современные взгляды Церкви о ценностях
Глава II. Анализ нормативно-правового обеспечения воспитательной функции общеобразовательной
и церковно-приходской воскресной школы
II.1. Ценностные установки для школьников в нормативных документах для общеобразовательной школы
II.2. Ценностные установки для школьников в нормативных документах для воскресной школы
Глава III. Становление ценностных ориентиров учащихся в МБОУ «Кизнерская ООШ» и Воскресной школе храма Воскресения Христова с. Кизнер
III.1 Воспитательная работа МБОУ «Кизнерская ООШ» в 2021-2022 учебном году, сотрудничество с храмом
III.2 Деятельность Воскресной школы храма Воскресения Христова с. Кизнер в 2021-2022 учебном году
III.3 Исследование ценностей учащихся МБОУ «Кизнерская сельская ООШ» и Воскресной школе храма Воскресения Христова с. Кизнер
Заключение
Список литературы
Приложение
1. Абрамов Я. В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее [Электронный ресурс]. – СПб.: Тип. М. Меркушева, 1900. – 352 с. // НПБ имени К. Д. Ушинского – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/abramov_nashi-voskresnye-shkoly_1910/go,1;fs,0/ (дата обращения: 22.02.2023).
2. Августин А. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского [Электронный ресурс] // Реформаторский взгляд. Евангельская Реформатская Семинария Украины – URL: http://www.reformed.org.ua/2/71/10/Augustine (дата обращения: 25.02.2019).
3. Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития // Вестник ПСТГУ. – Серия IV: Педагогика. Психология. – 2010. – Вып. 3 (18). – С. 58–66.
4. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики // Собр. соч. : в 20 т. / Ш.А. Амонашвили. – М.: Изд-во Амрита – 2012. – Т.1. – Улыбка моя, где ты? – 304 с.
5. Аристотель Стагирит. Никомахова этика [Электронный ресурс] / пер., вст. ст. и коммент. Н.В. Брагинская – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1997. - 448 с. // Фонд метаисторических и религиозно-философских исследований им. Даниила Андреева "Родон". – URL: http://www.rodon.org/aristotel/ne.htm (дата обращения: 25.02.2019).
6. Баева Л. В., Гаранов Ю.С. К вопросу о сущности христианских ценностей в контексте философского анализа [Текст] / Л.В. Баева, Ю.С. Гаранов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 2 (35). С. 164-173.
7. Василий Великий, свт. Избранные творения. – М.: Сретенский монастырь, 2006. – 498 c.
8. Владимиров Артемий, свящ. Учебник Жизни [Электронный ресурс] – М.: Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1998. – 224 с. // Информационно-просветительский проект Завет.RU – URL: http://www.zavet.ru/book/07deti/001/018.htm (дата обращения: 07.02.2023).
9. Гумеров Павел, свящ. Малая церковь. Жизнь семьи в современном мире. – М.: Сретенский мужской монастырь, 2008. – 280 с.
10. Дашковская О. Педагогика сотрудничества. Уходящая натура или урок для будущего? // Независимое педагогическое издание «Учительская газета». – 2021. – №42 (10903), октябрь – С.8-9.
11. Декрет ВЦИК и СНК об учреждении Государственной комиссии по просвещению от 9 (22) ноября 1917 года [Электронный ресурс] / «Правда» № 188, 13 ноября; «Газета» №№ 9 и 20, 12 и 28 ноября; «Известия» № 223, 12 ноября; «Собрание Узаконений» № 3, ст. 32; «Протоколы», С. 49—50. // Электронная библиотека исторических документов – URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/9638 дата обращения 09.02.2023 (дата обращения: 09.02.2023).
12. Декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР (Декрет СНК от 26/ХII 1919 г.) [Электронный ресурс] // Электронная библиотека исторических документов – URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/136626 (дата обращения: 09.02.2023).
13. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах от 20 января (2 февраля) 1918 года [Электронный ресурс] / Подлинник, 5 лл., с правкой В. И. Ленина; пометки: Утверждено в заседании коллегии Народного комиссариата юстиции 19 января 1918 г. Подписал: М. Рейснер. Верно: За сотрудник[а] отдела (подпись неразборчива; пометка зачеркнута) || Протокол № 52, пункт 2-й. Архив, ф. 2, оп. 1. ед. хр. 5212 (печатается под литерой а). «Известия» № 16, 21 января (печатается под литерой б); «Газета» № 15 и 31, 23 января и 23 февраля; «Правда» № 16, 21 января; «Собрание Узаконений» № 18, ст. 263. // Электронная библиотека исторических документов – URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/9843 (дата обращения: 09.02.2023).
14. Декрет Ревкома Груз. ССР о передаче в ведение Наркомпроса учебно-образовательных учреждений и заведений. 28 июня 1921 г. [Электронный ресурс] // ЦГАОР Гр. ССР, ф. 281, oп. 1, д. 203, л. 25. Типографский экз. // Электронная библиотека исторических документов – URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/134637 (дата обращения: 09.02.2023).
15. Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]: официальный сайт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. – М. – URL: https://pravobraz.ru/dorozhnaya-karta-pervoocherednyx-mer-kompleksnyx-predlozhenij-po-formirovaniyu-i-razvitiyu-blagopriyatnyx-uslovij-dlya-duxovnogo-prosveshheniya-detej-v-prixodskix-obshhinax-russkoj-pravoslavnoj-cerk/ (дата обращения: 22.02.2023).
Ценностные ориентации рассматриваются как иерархически связанные между собой ценности, которые дают человеку ориентир в его жизни.
Ценности можно разделить на материальные и идеальные (духовные). Материальные – это ценности в вещественной форме, в виде имущества, товаров, предметов . Духовные ценности - это совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических убеждений человека, представляющих для него значимость . Духовные отличаются тем, что они не могут полностью исчезнуть, они долговечны.
«По структуре ценности подразделяются на внутренние, составляющие ядро культуры, и периферийные; по модальности – на позитивные и негативные; по содержанию - религиозные, моральные, эстетические, экономические, социальные, политические .
Ф. Клакхон разработал классификацию на основе степени распространения ценностей. «Она полагает, что все культурные образцы могут быть сгруппированы в доминантные, вариантные и девиантные. Доминантных ценностей придерживается большинство или наиболее влиятельная элита, поэтому подчинение им вызывает высокое одобрение и вознаграждение. Приверженность к вариантным ценностям не очень одобряется, но воспринимается терпимо. Девиантные ценности запрещаются и караются» .
Также автор выделял ценности по степени общности: «личные, групповые, классовые, национальные, общественные, региональные, общечеловеческие. Они отражают некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономических укладов, классовой, национальной, этнической и культурной принадлежности» .