Бухгалтерский учет и анализ доходов и расходов организации
В современных условиях эффективность функционирования коммерческих и некоммерческих организаций в значительной мере определяется объемами получаемых доходов и объемами произведенных расходов на осуществление уставной деятельности. В том случае, если доходы превышают расходы в определенном отчетном периоде, то можно говорить об эффективной работе организации, а если, наоборот, расходы больше доходов, то можно констатировать не только получение убытков, но и неэффективную деятельность экономического субъекта.
В связи с этим вопросы формирования доходов и осуществления расходов, правильной организации их бухгалтерского учета, должного внутреннего и внешнего контроля за данными процессами приобретают особую актуальность.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙОРГАНИЗАЦИИ……….. 5
1.1. Особенности функционирования бюджетных учреждений и порядка формирования их доходов и расходов……………………….. 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование и организация бухгалтерского учета доходов и расходов в бюджетных учреждениях……………………………………………….…………….. 12
1.3. Информационная база и методика анализа доходов и расходов бюджетных учреждений………………………………………………… 40
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ «ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 2»…………………………………………………. 44
2.1. Организационно-экономическая характеристика бюджетного учреждения……………………………………………………………..... 44
2.2. Постановка бухгалтерского учета доходов и расходов в бюджетном учреждении………………………………………………… 50
2.3. Анализ динамики и структуры доходов и расходов в бюджетном учреждении………………………………………………………………. 53
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИХ УЧЕТА……………………………….. 66
3.1. Оптимизация доходов и расходов бюджетного учреждения……. 66
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных учреждений….. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….. 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………... 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………... 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………... 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………... 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………... 87
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-Ф (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Доступ из СПС «Гарант»
3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
4. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» // Доступ из СПС «Гарант»
5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 14.07.2022) «О Федеральном казначействе» // Доступ из СПС «Гарант»
6. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 14.09.2020) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Доступ из СПС «Гарант»
7. Приказ Минфина России от 29.08.2014 N 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению « (Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2014 N 34361) // Доступ из СПС «Гарант»
8. Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н (ред. от 28.10.2020) «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2011 N 19593) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Доступ из СПС «Гарант»
9. Приказ Минфина России от 07.12.2018 N 256н (ред. от 19.12.2019) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2019 N 53306) // Доступ из СПС «Гарант»
10. Справочная информация: «Формы бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти, формы бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждений» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) // Доступ из СПС «Гарант
В результате были установлены бюджетные полномочия для некоммерческих и общественных задач на сайте. Бюджетные полномочия финансируются за счет грантов и коммерческих поступлений. Для финансово-хозяйственной деятельности действует строгий план расходов.
План финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) является ключевым документом учреждения, инструментом финансового планирования мероприятий по предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности учреждения и управление доходами и расходами учреждения.
Бюджетные и автономные учреждения составляют план ФХД, утверждают его и вносят изменения в порядке и сроки, которые определены органом-учредителем.
Составлять проект плана ФХД при формировании проекта закона (решения) о бюджете нужно в порядке и сроки, установленные органом-учредителем. Формировать его необходимо на основании обоснований (расчётов) плановых показателей поступлений и выплат. В первую очередь необходимо установить плановый объём поступлений и выплат денежных средств.
Обязательным условием Порядка, утверждённого Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н, является размещение утверждённого плана ФХД в информационной системе «Электронный бюджет». Исключение составляют только документы и сведения, которые относятся к государственной тайне
План бюджетного учреждения утверждается уполномоченным лицом учреждения, если решением органа-учредителя не установлен иной порядок его утверждения.
Без утверждённого плана ФХД деятельность учреждения бюджетной сферы недопустима.