Святоотеческое учение о крещении младенцев

Скачать диплом с рассмотрением анализа истории сложения и основного содержания святоотеческого учения о крещении младенцев
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
08.07.2024
Объем файла
372 Кб
Количество страниц
63
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2640 руб.
3300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Крещения является одним из семи таинств Православной церкви и представляет собой священнодействие, в результате которого человеку дается благодать Святого Духа и спасительная сила Божия. Практика крещения младенцев получила свое оформление в раннехристианское время и почти в неизменном виде просуществовала до наших дней. До событий 1917 г. крещение младенцев в христианских семьях была поголовной. В период гонений на Церковь крещение младенцев практически полностью прекратилось или осуществлялось тайно. В современной России в христианских семьях крещение младенцев осуществляется повсеместно. Но и некрещенных детей еще очень много. Тема эта стала актуальной. Вопросы: зачем крестить ребенка, который не в состоянии сделать самостоятельный выбор, зачем это надо делать в младенчестве и др. вновь стали актуальными. Ответ на них был дан еще в раннехристианское время в трудах Отцов Церкви. Все это определило выбор темы исследования и ее актуальность.

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. БОГОСЛОВСКИЕ АСПЕКТЫ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ…………………………………………………………………….7
1.1. Евангелие и Деяния апостолов о таинстве крещения……………………...7
1.2. Крещение в Посланиях апостола Павла……………………......................14
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕНИЯ О КРЕЩЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ, ПРАКТИКА КРЕЩЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ В РАННЕЙ ЦЕРКВИ……….21

2.1. Святые отцы христианской церкви II-III вв. о крещении младенцев…    21
2.2. Крещении младенцев в святоотеческой литературе IV-VIII вв………….31
ГЛАВА III. ЗАВЕРШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕНИЯ В ПОЛЕМИКЕ С РАЗЛИЧНЫМИ КОНФЕССИЯМИ ЗАПАДА………….42

3.1. Влияние Реформации на вопрос о крещении младенцев………………   42
3.2. Завершение формирования учения о крещении младенцев…..………….50
Заключение……………………………………………………………………….53
Список литературы………………………………………………………………56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аврелий Августин, блаж. Письмо 194, к римскому пресвитеру Сиксту (электронный текст) // Антипелагианские сочинения позднего периода [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов]. М.: АС-ТРАСТ, 2008.  С. 96-128. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/pismo-194-k-rimskomu-presviteru-sikstu/ (дата обращения: 12.02.2023).

2. Аврелий Августин, блаж. О супружестве и похоти (электронный текст) // Трактаты о любви  [Сост. О. П. Зубец].  М.: ИФРАН, 1994. С. 9-20. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-supruzhestve-i-pohoti/ (дата обращения: 02.02.2023).

3. Августин Иппонский, блаж. Два новооткрытых письма на Восток (пер. с лат., вст. статья и прим. Е.В. Ткачева) // Богословский вестник. 2010. № 11-12. С. 46-68.

4. «Апостольское предание» Св. Ипполита Римского. Перевод с латинского и предисловие свящ. Петра Бубуруза // Богословские труды. 1970. Сб. 5. С. 277-296. 

5. Василий Великий. О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу Никонийскому (электронный текст)// Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. М.: Тип. А. Семена, 1815. Ч. 3. Кн. 2. С. 231- 496. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/o_svyatom_duhe/#0_16 (дата обращения: 2.03.2023).

6. Григорий Богослов, архиеп. Константинопольский. Слово 40. На Святое Крещение (электронный текст) // Творения: в 2 т. Т. 1: Слова.  М.: Сибирская благозвонница, 2007. 895 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slova-izd-2007-g/40 (дата обращения: 22.01.2023).

7. Григорий Нисский. О младенцах, преждевременно похищаемых смертью// Творения Святого Григория Нисского. В 8 т. Т. 4. М.: Тип. В. Готье, 1862. С. 327-360.

8. Григорий Нисский. Послание не доверяющим православной вере, по просьбе [христиан] Севастии (электронный текст) // Творения Святого Григория Нисского. В 8 т. Т. 8. М.: Тип. В. Готье, 1871. С. 470-473. URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/pisma/#0_5 (дата обращения: 21.02.2023).

9. Деяния Апостолов (электронный текст).URL:  http://www.patriarchia.ru/bible/act/2/  (дата обращения: 21.12.2022).

10. Диадох Фитикийский. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного (электронный текст) // Добротолюбие. В 5 т. Т. 3.  М.: Паломник,  2000. URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Diadoh_Fotiki/podvizhnicheskoe-slovo-razdelennoe-na-sto-glav/#0_78 (дата обращения: 24.02.2023).

11. Ерм, апостол. Пастырь (электронный текст) // Писания мужей апостольских  М. : Издательский совет Русской православной церкви, 2008. С. 189 (191) - 247 (309). URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/3_(дата обращения: 21.02.2023).

12. Ефрем Сирин. Толковательные писания. Послание к Колоссянам (электронный текст) // Творения. В 8 т. Т. 7. М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого, 2014. С. 190-200. URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-poslanie-k-kolossjanam/2 (дата обращения: 11.02.2023).

13. Ефрем Сирин. Похвальное слово, иже во святых отцу нашему Василию Великому (электронный текст) // Творения. В 8 т. Т. 2. М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого, 1993. С. 308-317. URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/44 (дата обращения: 11.02.2023).

Таинство крещения младенцев не может рассматриваться в отрыве от изучения истории возникновения и сложения литургической практики таинства крещения в целом. Богопромыслительная суть Крещения составляет основную часть Священного Предания. Упоминания о нем впервые проявились в свидетельствах Нового завета, в Посланиях апостолов и творениях Апостольских мужей.

В Евангелии от Марка Иисус Христос после Воскресения обращаясь к ученикам, сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Спаситель сам употреблял слово «крестится» «для обозначения Своего искупительного подвига – страданий, крестной смерти, погребения и воскресения» [43, с.182]. Евангельская суть крещения заключалась в соучастии каждого, принявшего крещения, Его смерти и его воскресения, переживании его смертного пути, смерть для мира и возрождение в Боге [Там же, с. 183]. В этом заключается христологический и сотериалогический аспект таинства крещения. Поэтому, как считает Георгий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский: «в богослужении таинства Крещения уделяется достаточно большое внимание воспоминанию Крещения Господа, - это не просто символический параллелизм, но свидетельство о реальной духовной связи двух событий, их онтологическом единстве» [Там же, с. 186]. Об этой глубокой связи свидетельствует также троекратное погружение при таинстве крещения, которое знаменует собой трехдневное пребывание Иисуса Христа во гробе.