Гендерная обусловленность речевого поведения главных героев романа Ф. С. Фицджеральда “Ночь нежна”
Введение
В последние годы особое место в лингвистических исследованиях занимают вопросы, связанные с конструированием мужских и женских образов в языковом сознании и моделированием гендерной идентичности с помощью языка. Хотя вопрос о соотношении языка и пола интересовал людей еще в древности, систематические исследования соотношения этих двух компонентов начались только во второй половине XX века. Изучение ?гендера? важно для изучения языка, и первым шагом к изучению гендерных вопросов является рассмотрение различий между мужчинами и женщинами. Несомненно, представители мужского и женского пола имеют множество отличий в различных областях. Говоря о языке, мы можем спросить себя, могут ли мужчины и женщины говорить на одном языке по-разному? И если ответ ?да?, то возникает вопрос, в чем же заключается это отличие.
Проблеме понимания посвящено большое количество исследований (Т. И. Васильева, С. Ю. Воробьева, Е. С. Гриценко, Е. П. Ильин,А. В Кириллина, Н. А. Конаплева, О. Л. Куст
Содержание
Введение 5
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РЕЧИ ПЕРСОНАЖА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 9
1.1 Понятие «гендер» в современной лингвистике 9
1.2. Подходы к изучению проблемы гендера и гендерных отношений 15
1.3. Речевое поведение персонажей в контексте гендерных отношений 20
Выводы по Главе 1 37
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ РОМАНА Ф. С. ФИЦДЖЕРАЛЬДА «НОЧЬ НЕЖНА» 39
2.1. Гендерно-маркированные характеристики речевого поведения главной героини романа Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна» 39
2.2. Гендерно-маркированные характеристики речевого поведения главного героя романа Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна» 41
Выводы по Главе 2 43
Заключение 45
Список использованных источников 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. В. П. Белянин «Психолингвистика» [электронный ресурс] URL:http://lib.ysu.am/disciplines_bk/e500b25109704ac96d0c0c6ce5f32c77.pdf (дата обращения: 04.03.2023)
2. Блохина Н. А. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления // Общество и гендер. Материалы Летней школы в Рязани / Составитель и редактор канд. филос. наук Н. А. Блохина. – Рязань: Изд-во «Поверенный», 2003. – С. 30–34.
3. Воронина О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе / О. А. Воронина // Общественные науки и современность. – М.: Наука, 2000. – №4. – С.9–20.
4. Гаранович М. В. Вариативность гендерных стереотипов в зависимости от социального пола говорящего: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / Гаранович Марина Владимировна. – Пермь, 2011. – 24 с.
5. Горошко Е. И. Гендерная проблематика в языкознании [электронный ресурс] URL: http://www.owl.ru/win/books/articles/goroshko.htm(дата обращения: 05.01.2023)
6. Гриценко Е. С. Язык как средство конструирования гендера: дис. д-ра филол. наук: 10.02.19 / Гриценко Елена Сергеевна. – Н. Новгород, 2005. – 405 с.
7. Гриценко Е. С. Гендер в семантике слова / Е.С. Гриценко // Гендер: Язык. Культура. Коммуникация, материалы 3-ей международной конференции 27–28 ноября 2003. – М.: МГЛУ, 2003. – С 13–14.
8. Гришаева Л. И. Гендерные стереотипы как текстоорганизующий фактор / Л.И. Гришаева // Kalbų studijos / Studies about Languages. – 2004. – №6. – С. 62–71.
9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991 С.56–65.)
10. Ерохина Л. Д. «Гендерология и феминология» [электронный ресурс] URL: files/B2A07131-768F…8D83-C5BCE2C30219.pdf(дата обращения: 04.03.2023)
11. Здравомыслова Е. А. , Тёмкина А. А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность.-2000 — № 6. СС.177–185.
12. Зигмунд Ф. «Введение в психоанализ» [электронный ресурс] URL:https://bookscafe.net/read/freyd_zigmundvvedenie_v_psihoanaliz_lekcii-81966.html#p1
13. Касевич В. Б. Буддизм. Картина м
При применении гендерного подхода в данном случае акцент делает на измерение неравенства, на обоснование возможностей изменений в содержании этих ролей. Сандра Бем разработала методику маскулинности и феминности [32, с. 598-116]. Согласно либеральному феминизму, различия в поведении мужчин и женщин обусловлены разными социальными ожиданиями. На социальные ожидания оказывают влияние такие агенты социализации как школа, семья, профессиональное сообщество. Применение основных положений драматургического интеракционизма и этнометодологии позволило феминисткам привнести в анализ гендерных отношений идеи социального конструирования реальности. Теория социального конструирования гендера основана на различении биологического пола и социальной категории принадлежности к полу. ?Гендер? определяется как работа общества по приписыванию пола, которая производит и воспроизводит отношения неравенства и дискриминации. ?Женщины? (как