Психологическая коррекция самооценки у подростков
ВВЕДЕНИЕ
Самооценка является для личности оценочным компонентом своих действий, самого себя. То как человек оценивает самого себя, выстраивается его дальнейшее личностное развитие. В подростковом возрасте самооценка выступает одним из главных звеньев формирования личности. Из-за того, что подростковый период считается бурным, критичным, самооценка у подростков нестабильна, изменчива. Для подростка важно познавать себя, оценивать свои качества, внешние и внутренние, свои действия, поступки, проявлять самокритичность. Стремление познавать себя также связано с появлением «чувства взрослости, которые характеризуется, как стремление быть самостоятельным, самоутверждаться.
Самооценка в разных возрастных периодах в подростковом возрасте имеет свое значение. Изучением самооценки занимались такие ученые и психологи, как Б.Г. Ананьев [8], Л.И. Божович [12], И.С. Кон [11], И.И. Чеснокова [10], О.О. Косякова [14], В.Г. Казанская [7] и т.д. Самооценка зависит подростков зависит от общения со
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1: ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………….6
1.1. Самооценка как психологическая категория, формирование самооценки в подростковом возрасте……………………………………………………………6
1.2. Факторы, влияющие на становление и развитие самооценки; коммуникативная компетентность как фактор самооценки подростка…………………14
1.3. Теоритический анализ проблемы психологической коррекции самооценки у подростков …………………………………………………..20
Глава 2. ЭМПИРЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И ЕЕ СВЯЗИ С КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТСНОТЬЮ………….25
2.1 Методы исследования уровня самооценки и коммуникативных умений у подростков………………………………………………………………………..25
2.2. Анализ результатов исследования самооценки и коммуникативных умений……………………………………………………………………………26
2.3.Программа психологической коррекции самооценки у подростков……..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....38
Список литературы………………………………………………………………40
Приложения……………………………………………………………………...44
Список литературы:
Научная и учебная литература
А. А. Реан. Психология подростка: учебник / [Дандарова Ж. К. и др.] ; под ред. А. А. Реана. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – С. 119-120.
А. Адлер. Индивидуальная психология и развитие ребёнка [Текст] : [пер. с англ.] / Альфред Адлер. - Москва : Инcтитут общегуманитарных исследований, 2017. – 165 с.
А. К. Болотова. Психология развития и возрастная психология [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. - Москва : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2012. – С. 275-277
А. А. Реан. Психология личности [Текст] / А. А. Реан. - Москва [и др.] : Питер, 2016. - 286 с. : ил., табл.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-496-02369-6 : 300 экз. – С. 37
Б. С. Волков. Психология развития человека : учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - Москва : Акад. Проект, 2004 (Дом печати - ВЯТКА). - 223 с.
Б. С. Волков. Психология подростка : [учебное пособие] / Б. С. Волков. - 5-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2010. – 240 с.
В. Г. Казанская. Подросток. Трудности взросления : книга для психологов, педагогов, родителей / В. Г. Казанская. - 2-е изд., доп. - Москва [и др.] : Питер, 2008. – С. 9-11
Е. Строганова. Психология развития - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 504 с. - (Хрестоматия). - Содерж. на обл.: Актуальные проблемы возрастной психологии. Факторы психического развития ребенка. Возрастное развитие темперамента. Психология взрослых. Психология старения. . - ISBN 5-318-00117-3 – С. 200-204
И. Ю. Кулагина. Психология развития и возрастная психология [Текст] : полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва : Трикста : Акад. Проект, 2011. С – 262
И. И. Чеснокова. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова ; АН СССР, Ин-т психологии. - Москва : Наука, 1977. – С. 37-42
И. С. Кон (1928-). Психология юно
У подростка с низкой самооценкой может наблюдаться отставание в учебной деятельности, отсутствие мотивации, избегание трудностей. С неадекватно завышенной самооценкой у подростка может отсутствовать желание познавать учебную деятельность и т.п. Оценки учебы также могут влиять на самооценку подростка. Получение плохих оценок может снизить уровень самооценки или наоборот, подстегнуть подростка учиться больше и т.д.
Рассмотренные некоторые факторы могут влиять на уровень самооценки, на то как человек воспринимает себя и других людей. Их объединяет то, что уровень самооценки, знания о себе и о других формируются через познание других и общение. Как уже писалось ранее, что человек познает себя через других и подросток тоже узнает о себе и начинает формировать свою самооценку через понимание и общение с другими, будь то сверстники, взрослые. Подростку, да и вообще любому человеку, нужно формировать умение общаться с лю