Концепция государства и гражданского общества в работе Г.В.Ф. Гегеля «Философия права»

Курсовая работа, в которой выделены исторические и социально-политические предпосылки формирования взглядов Г.В.Ф. Гегеля, охарактеризованы теоретические основания предпосылок и проанализировано учение Г.В.Ф. Гегеля о гражданском обществе и государстве.
Author image
Ilnur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.08.2022
Объем файла
3042 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

        Актуальность темы исследования. Гегель рассматривает гражданское общество[1] и государство как несовпадающие сферы общественной жизни. Оригинальность этой концепции состояла в том, что под гражданским обществом в ней понималась система материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли. Философ относит образование гражданского общества к современной ему эпохе, а его членов называет буржуазией. В "Философии права" подчеркивалось также, что "развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства".

Отождествляя гражданский строй с буржуазным, Гегель изображает его как антагонистическое состояние, как арену борьбы всех против всех (здесь им используются формулировки, применявшиеся Гоббсом для характеристики естественного состояния). По учению Гегеля гражданское общество включает в себя отношения, складывающиеся на почве частной собственности, а также законы и учреждения (суд, полиция, корпорации), призванные гарантировать общественный порядок. В целом гражданское общество, считал Гегель, представляет собой объединение индивидов "на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности".

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………...………………………………………………..3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Исторические, социально-политические предпосылки формирования идей Г.В.Ф. Гегеля……...…….…………………………………….………........7

1.1 Исторические, социально-политические предпосылки формирования идей Г.В.Ф. Гегеля………………………………………………….…………………...7 

1.2 Идейно-теоретические основания политических взглядов Г.В.Ф.  Гегеля…………………………………………………………………..…………10

ГЛАВА II Учение Г.В.Ф. Гегеля о гражданском обществе и государстве ……………………………………………….……….……….…………...….......16                  

2.1 Учение Г.Гегеля о гражданском обществе …………………….………….16 

2.2 Учение Гегеля о государстве ……………………………………………….21

2.3 Критика работы Г.В.Ф. Гегеля…………………………………………………………...………...............26           

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...…………..……...29    

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Равочкин, Н. Н. Гражданское общество в философии права Г. В. Ф. Гегеля/Н. Н. Равочкин, Ф. А. Кононов//Экономика, социология и право. -2017. -№ 2. -С. 135 -137.

2. Чекушов, Р. А. Сравнительный анализ теорий гражданского общества в политико -правовой мысли Г.В.Ф. Гегеля и К. Маркса/Р. А. Чекушов//Казанская наука. -2020. -№ 8. -С. 564 -568.

3. Коротких В. И. «Феноменология духа» и проблема структуры системы философии в творчестве Гегеля. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 383 с.

4. Соколов В. В. Историко-философская концепция Гегеля // Философия Гегеля и современность. — М., 1973. — С. 255—277.

5. Маркузе Г. Разум и революция: Гегель и становление социальной теории. — СПб: Владимир Даль, 2000. — 542 с.

6. Коротких В. И. «Феноменология духа» и проблема структуры системы философии в творчестве Гегеля. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 383 с.

7. Ойзерман Т. И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы // Вопросы философии. — 1993. — № 11.

8. Семашко Л. М. Диалектика Платона и её интерпретация Гегелем // Философские науки. — 1971. — № 4.

9. Кричевский А. В. Учение Гегеля об абсолютном духе как спекулятивная теология // Вопросы философии. — 1993. — № 5. — С. 161—172.

10. Линьков Е. С. Становление логической философии // Г. В. Ф. Гегель. Наука логики.СПб.: Наука, 2002

11. Деревянко К. В. Взаимосвязь гегелевской эстетики и философии религии // Філософські дослідження. — 2010 (11). — С. 127—133.

Заимствовав у Руссо и Канта положения о важнейшей роли договорных отношений в структуре общественных отношений, Гегель отвергает взгляд Канта на брак как на договор, а также договорной характер государства. Договор исходит из произвола отдельных лиц, а всеобщее, представленное в нравственности и государстве не есть результат этого произвола, а субстанциальная основа деятельности индивидов. Большое влияние взгляды предшественников оказали на Гегеля при определении им гражданского общества, которое представляет по его мнению сферу реализации особенных частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития понятия права, это необходимый этап взаимосвязи и взаимообусловленности особенного и всеобщего, причем их единство должно быть таковым, что моменты особенности и всеобщности, свобода частного лица и целого должны быть признаны развернуты в полной форме. Этого не было ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном государстве, где самостоятельное развитие особенности (свобода отдельного лица) воспринималась как разрушение нравственности и предвестник гибели нравственного целого государства, ни при феодализме.

Опираясь на представителей французского просвещения Гегель выступает против колонизации, приводящей к закабалению отсталых стран и народов. “Освобождение колоний, - подчеркивает он, - оказывается величайшим благом для метрополии, подобно тому как освобождение рабов было величайшем благом для их господина” .