Цифровизация нотариальной деятельности в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На сегодняшний день модель нотариата близка к требованиям демократического правового государства, но, тем не менее, она нуждается в доработке и постоянном совершенствовании. Современные вызовы только доказали необходимость внедрения в нее информационных технологий. За последнее время все сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и даже духовная подверглись кардинальным изменениям. Информационные технологии прочно вошли в нотариальную деятельность, обеспечив удобство, комфорт и оптимизацию времени при осуществлении нотариальных действий.
Цифровизация является новым и сложным механизмом. В контексте целостного восприятия она расширяет возможности субъектов правоотношений. Учитывая последние события, которые происходят на мировой арене, это особенно актуально. Ограничение передвижения граждан из-за болезней, природных катаклизмов породили небывалый спрос на нотариальные действия. Нотариусам пришлось в оперативном режиме подстраиваться под
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
1.1. Развитие информационных технологий в нотариальной деятельности 15
1.2. Этапы формирования правовой основы цифрового отечественного нотариата 22
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1. Цифровизация правореализационного процесса в нотариальной деятельности 31
2.2. Цифровые нотариальные документы: проблемы аутентификации и идентификации 44
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НОТАРИАТА 55
3.1. Правовое регулирование цифрового нотариата: опыт зарубежных стран 55
3.2. Перспективы развития цифрового нотариата в Российской Федерации 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, ред. от 04.10.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.02.2023).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.01.2023).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Российская газета № 256, 31.12.2001. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.01.2023).
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.01.2023).
6. Федеральный закон от 27.12.2019 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.12.2019.
7. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об электронной подписи» // Парламентская газета № 17, 08-14.04.2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.02.2023).
8. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.12.2011.
9. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 28.12.2022) // Ведомости СНД и ВС РФ от 11.03.1993. № 10. ст. 357. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 28.01.2023).
10. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.02.2023).
11. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 21.01.2023).
12. Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 (ред. от 13.05.2022) «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Положением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации») // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.03.2019.
13. Приказ Минюста России от 16.04.2014 № 78 (ред. от 30.09.2020) «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» (вместе с «Правилами нотариального делопроизводства», утв. решением Правления ФНП от 17.12.2012, приказом Минюста России от 16.04.2014 № 78) (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 № 32095) // Российская газета № 95, 25.04.2014. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 28.01.2023).
14. Приказ Минюста России от 17.06.2014 № 129 (ред. от 07.02.2020) «Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата» (вместе с «Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата», утв. решением Правления ФНП от 02.06.2014, приказом Минюста России от 17.06.2014 № 129) (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 № 32716) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4855. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 27.01.2023).
15. Приказ Минюст
По просьбе истца нотариусом произведен осмотр доказательств на указанном интернет-сайте и составлен соответствующий протокол. Основанием послужили нормы ст. 102 и 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Суд вынес решение о блокировке сайта, но нарушители не понесли наказания, так как определить владельцев не представилось возможным. В своем заявлении истец просил признать изложенные выше сведения не соответствующими действительности, порочащими честь и достоинство, а так же запретить на территории Российской Федерации повторное их воспроизведение и распространение.
На примере данного случая можно утверждать, что нотариус хоть и выполнил свою функцию - произвел освидетельствование факта нарушения, однако правосудия в полном объеме не свершилось, нарушители не найдены и не наказаны, а значит, возрастает риск рецидива.
В Майкопском районном суде было рассмотрено дело о взыскании недопла