Психолого-педагогическое консультирование подростков по проблеме выбора профессии
Введение
Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления. Такими как: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой; профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор; профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.
Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ и системой реально действующих мотивов старшеклассников.
Актуальность исследования заключается в том, что осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста.
Основное противоречие состоит в том, что несмотря на то, что вопрос профориентации изучен достаточно подробно, существу
Содержание
Введение5
1. Теоретические основы психолого-педагогического консультирования подростков по проблеме выбора профессии8
1.1 Особенности развития мотивационной сферы подростков8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подростков12
1.3 Роль психолого-педагогического консультирования подростков15
2. Экспериментальное исследования эффективного психолого-педагогического консультирования подростков по проблеме выбора профессии18
2.1. Организация и обоснование методики исследования18
2.2. Разработка и реализация коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического консультирования подростков19
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования24
Заключение32
Список использованной литературы35
Приложение 138
Приложение 243
Приложение 346
Список использованной литературы
Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов [Текст]/ Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 359 с.
Гайворонская И. Б., Пинчук О. А., Степанова Е. О. Взаимосвязь эмоций и мотивации старших школьников [Текст]// Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика: сб. мат-лов II Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 24-25 сентября 2019 г.) СПб., 2019. С. 77-80.
Головей, Л. А. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) [Текст]/ Л.А. Головей, М.В. Данилова, Л.В. Рыкман, М.Д. Петраш, В.Р. Манукян, М.Ю. Леонтьева, Н.А. Александрова. = СПб.: Нестор-История, 2015. = 336 с.
Дифференциально-диагностический опросник ДДО [Электронный ресурс]. URL: https://psytests.org/profession/ddo.html. Дата обращения 19.02.2022.
Зайцева, А. П. Особенности мотивационной сферы подростков / А. П. Зайцева. = Текст : непосредственный // Молодой ученый. = 2016. = № 18 (122). = С. 182-184.
Маленова А. Ю., Седымова К. С. Ситуация учебного неуспеха, факторы и особенности ее преодоления в подростковом возрасте [Текст]// Вестник Омского университета: Серия «Психология». 2019. № 2. С. 32-41.
Мелешкова Н. А., Борисова М. В., Мусохранов А. Ю. Психологические аспекты взаимодействия и сотрудничества педагогического работника и обучаемого [Текст]// Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 1. С. 415-419.
Методика "Жизненное предназначение" [Электронный ресурс]. URL: https://sch1290.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5e5f83850dfff.pdf. Дата обращения 19.02.2022.
Милюкова, А. В. Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения студентов. [Текст]/ А. В. Милюкова// Международный научный журнал «Символ науки». - 2016. - №11(3). С.220-221.
Погорельцева А. А. Появление чувства взрослости в подростковом возрасте [Текст]// Реализация компетентностного подх
Цель нашего исследования – изучение влияния профессионального консультирования на выбор профессии подростков. Исследование проводилось на базе школы №11 города Альметьевск, выборка - 26 детей подросткового возраста – все они учащиеся 11 класса.В исследовании уровня психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии использованы следующие методики: методика определения профессионально-ориентированного типа личности Дж. Холланда (см. Приложение 3), дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (см. Приложение 2), диагностическая методика «Жизненное предназначение» О. И. Моткова (см. Приложение 1).В основе психолого-педагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии заложен комплекс упражнений, направленных на профессиональное просвещение, профессиональное информирование и самостоятельную деятельность учащихся, а также планирование будущей деятельности совместно с учащимися по осуществлению профессиональных планов. Моделирован