Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности в РФ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что во времена рецессий и кризисов значительно возрастает влияние крупных корпораций и холдингов, стремящихся монополизировать рынок и вступить в сговор с целью уменьшения своих потерь. В таким обстоятельствах важно обладать современным эффективным антимонопольным законодательством, органами, которые постоянно осуществляют мониторинг рынка и не допускают соглашений и сговоров, что в итоге повлияет на всех потребителей.
Антимонопольное регулирование является одной из тем, находящихся на стыке юридической, экономической и политической сферах. С одной стороны здоровая конкуренция должна быть основным драйвером развития рынка и экономики, а с другой она неизбежно приводит к монополизации. При этом монополизация и картельные сговоры экономических субъектов не ограничиваются национальным рынком, ведь большинство государств так или иначе включены в мировую торговлю, а некоторые сферы, например, цифровые, с трудом поддаются классичес
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЯВЛЕНИЕ РЫНКА, КОНКУРЕНЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ С ПРИВИЛЕГИРОВАННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ
§1. Появление конкурентного рынка 7
§2. Появление монополий и картелей, ограничивающих конкуренцию 15
ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ И АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ
§1. История становления и особенности деятельности зарубежных антимонопольных органов 24
§2. Актуальный опыт регулирования конкуренции в зарубежных странах 34
§3. Опыт взаимодействия антимонопольных органов 46
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
§1. Развитие российского антимонопольного законодательства 56
§2. Ответственность за совершение преступлений, связанных с ограничением конкуренции 65
§3. Особенности деятельности ФАС с учетом судебной практики 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативные акты
1. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019). // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (Дата обращения: 22.10.2022 г.)
2. Модельный закон «О конкуренции». Утвержден Решением Высшего Евразийского экономического совета от 24 октября 2013 года № 50. // URL: https://docs.cntd.ru/document/499059053.
3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022). // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022). // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022). // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
6. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 11.06.2022). // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.
7. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.04.1991, № 16, ст. 499.
8. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О естественных монополиях». // «Собрание законодательства РФ», 21.08.1995, N 34, ст. 3426.
9. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 20.10.2022) «О структуре федеральных органов исполнительной власти». // «Собрание законодательства РФ», 27.01.2020, № 4, ст. 346.
10. Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2017, № 52 (Часть I), ст. 8111.
11. Указ Президента РФ от 22.09.1998 № 1142 (ред. от 29.11.2004) «О структуре федеральных органов исполнительной власти». // «Собрание законодательства РФ», 28.09.1998, № 39, ст. 4886.
12. Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 № 1489 (ред. от 27.01.2022) «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по оборонному заказу». // «Собрание законодательства РФ», 05.01.2015, № 1 (часть II), ст. 279.
13. Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2021 № 2424-р (ред. от 13.07.2022) «Об утверждении Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы». // «Собрание законодательства РФ», 13.09.2021, № 37, ст. 6553.
14. «План деятельности Федеральной антимонопольной службы на период до 2024 года». Утвержден ФАС России от 29.07.2022. // СПС «КонсультантПлюс».
15. Приказ ФАС России от 25.11.2021 г. № 1307/21 (ред. от 20.06.2022) «Об утверждении Плана ФАС России по реализации Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 N 2424-р». // СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление ВС СССР от 13.06.1990 № 1558-1 «О Концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР». (утратил силу).
17. Постановление Совета министров СССР от 16 августа 1990 года № 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства». (утратил силу на основании постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года № 80).
2. Законодательство иностранных государств
18. Directive (EU) 2019/1 of the European Parliament and of the Council of 11 December 2018 to empower the competition authorities of the Member States to be more effective enforcers and to ensure the proper functioning of the internal market (Text with EEA relevance.). // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.L_.2019.011.01.0003.01.ENG&toc=OJ:L:2019:011:TOC
19. Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC (Text with EEA relevance). // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=celex%3A32009L0073
20. Directive 20
Согласно Смиту, «законы» рынка в сочетании с эгоистичным характером экономических агентов приводят к неожиданному результату: социальной гармонии. Противостояние индивидуальных интересов естественным образом приводит к конкуренции, а последняя побуждает индивидов производить то, что нужно обществу. Действительно, высокий спрос вызывает резкий рост цен, что, естественно, заставляет жаждущих прибыли производителей производить желаемое благо. Эгоизм отдельного человека вреден, но противостояние эгоизмов ведет к общим интересам. Если один производитель попытается злоупотребить своим положением и взвинтит цены, десятки конкурентов, так же жаждущих прибыли, воспользуются этим, чтобы завоевать рынок, продавая дешевле. Таким образом, невидимая рука направляет труд на то использование, которое наиболее полезно для общества, поскольку оно также является наиболее прибыльным. Она точно регулирует цены, а также доходы и объемы производства .
Его слова нашли подтверждение в действительности, так как даже с оговорками, но и сегодня мы считаем, что если экономические субъекты малы и не могут влиять на условия покупки и продажи, то лучшим способом для них получить прибыль остается увеличение эффективности производства, удешевление товара и другие способы, которые в итоге приводят к улучшению положения конечного потребителя.
Промышленная революция также позволила развиться рынку труда, где новые работодатели