Цифровизация баз данных государственного экологического надзора и их правовая защищенность
Введение
Актуальность темы исследования. Для эффективного и стабильного государственно-административного управления в экологической сфере жизнедеятельности человека и социальных структур необходима слаженная работа всех публичных органов власти, которая может достигаться путем развития процессов цифровизации (далее также – цифровое развитие, цифровая трансформация) системы государственного управления, т.е. внедрения современных цифровых технологий в различные области контрольно-надзорной деятельности с целью повышения качества жизни населения, охраны окружающей среды и развития рациональной ресурсной экономики.
Существенный разрыв между ожиданиями позитивного эффекта от применения положительных наработок в сфере цифрового развития системы экологического надзора, с одной стороны, и реальным практическим положением вещей в области распространения информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), предназначенных для совместной реализации информационных и коммуникационных процессо
Содержание
Введение 3
Глава 1. Цифровая трансформация в сфере экологического надзора 9
1.1 Определение понятия «цифровизация» в институтах экологического права 9
1.2 Теоретико-правовые основы экологического надзора 17
1.3 Базы данных в информационных системах экологического надзора 23
Глава 2. Правозащищенность в цифровом пространстве 37
2.1 Направления и особенности осуществления экологического надзора 37
2.2 Цифровая форма взаимодействия в системе экологического надзора 45
2.3 Механизмы правовой защиты в области цифровых порядков 52
Заключение 62
Список используемых источников и литературы 69
Список используемых источников и литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием от 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. – Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации [сайт]. – URL: https://www.szrf.ru/szrf/index.php?md=0 (дата обращения: 13.11.2022).
2. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022). – Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации [сайт]. – URL: https://www.szrf.ru/szrf/index.php?md=0 (дата обращения: 15.01.2023).
3. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023). – Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации [сайт]. – URL: https://www.szrf.ru/szrf/index.php?md=0 (дата обращения: 15.01.2023).
4. Об электронной подписи: Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2022). – Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации [сайт]. – URL:https://www.szrf.ru/szrf/index.php?md=0 (дата обращения: 13.11.2022).
5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 04.11.2022). – Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации [сайт]. – URL: https://www.szrf.ru/szrf/index.php?md=0 (дата обращения: 13.11.2022).
6. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 29.12.2022). – Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации [сайт]. – URL: https://www.szrf.ru/szrf/index.php?md=0 (дата обращения: 15.01.2023).
7. Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 01.05.2022). – Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации [сайт]. – URL: https://www.szrf.ru/szrf/index.php?md=0 (дата обращения: 13.11.2022).
8. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.11.2022). – Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации [сайт]. – URL: https://www.szrf.ru/szrf/index.php?md=0 (дата обращения: 15.01.2023).
9. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023). – Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации [сайт]. – URL: https://www.szrf.ru/szrf/index.php?md=0 (дата обращения: 15.01.2023).
10. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022). – Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации [сайт]. – URL: https://www.szrf.ru/szrf/index.php?md=0 (дата обращения: 13.11.2022).
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023). – Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации [сайт]. – URL: https://www.szrf.ru/szrf/index.php?md=0 (дата обращения: 15.01.2023).
12. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 05.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023). – Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации [сайт]. – URL: https://www.szrf.ru/szrf/index.php?md=0 (дата обращения: 15.01.2023).
13. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 11.07.2022). – Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации [сайт]. – URL: https://www.szrf.ru/szrf/index.php?md=0 (дата обращения: 13.11.2022).
14. О санитарн
Процесс цифровизации отражается как в научной литературе, так и в тексте юридически значимых актов природоохранного законодательства, но зафиксированного толкования понятия «цифровизация» в институтах экологического права нет. К институтам экологического права относятся: институт права граждан на здоровую, благоприятную окружающую среду; институт правовых основ эколого-информационного обеспечения и т.д.
Поэтому необходимо дополнить статью 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» абзацем следующего содержания: цифровизация – процесс внедрения и организации выполнения функций с использованием цифровых технологий в сфере природоохранной деятельности, направленный на достижение целей охраны окружающей среды (далее также – цифровая трансформация).
Официальное закрепление понятия «цифровизация» в экологическом законодательстве позволит обобщить в одном определении применяемые в экологии средства и механизмы цифрового развития, что в свою очередь юридически усилит процесс цифровизации, а также закрепит его на неопреде