Национальный менталитет и его отражение в личных именах народов кавказа
У каждого народа есть свой фонд личных имен, национально окрашенный и отличный от всех других. Каждый народ располагает своей логикой, своим представлением об истине, своим набором ментально-лингвальных ценностей, картой понятий, бестиарием (зверинцем) и набором предметов и понятий. Имена собственные во многих случаях отражают ценностную картину мира народа, говорящего на данном языке.
Содержание не найдено
Литература
- Благова Г.Ф. О причинах живучести тюркской антропонимической системы // Вопросы тюркской филологии. Вып. 3. –М., 1997.
- Блягоз З.У., Тхаркахо Ю.А. Адыгейские фамилии и имена. –Адыгея, 2002
- Гаджиахмедов Н.Э., Гусейнов Г.-Р. А.-К. Кумыкские личные имена: Происхождение и значение. Введение в кумыкскую антропонимику. Словарь. –Махачкала, 2004.
- Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. –М., 2003.
- Унгебаун Б.О. Русские фамилии. –М. 1989
- Урусбиева Ф. Метафизика колеса. Вопросы тюркского культурогенеза. –Сергиев Пасад, 2004.
Подобные имена являют собой не предметы, а концепты, они ценностно окрашены. Следовательно, они представляют собой не столько физическую субстанцию, сколько духовную.
Наиболее популярным и часто встречающимся элементом в структуре кумыкских, лезгинских, табасаранских, цахурских (и др. восточнолезгинских) и азербайджанских женских имен, отражающим эмоциональный, ласкательный оттенок, является апеллятив гюл "роза, цветок". Элемент гюл, входящий в их структуру, несет не только смысловую, но и формальную, отвлеченную от прямого своего значения семантику эмоционального, нежного‚ ласкательного оттенка, придаваемого основному имени. В этих эпитетах сложных женских имен отражаются национальные черты народа, его отношение к женщине. Все это свидетельствует о повышенной эмоциональности, сентиментальности, сердечности народной души, народного национального характера.