Религиозная идентичность в современной культуре студенчества
Введение
Актуальность темы исследования. В современной России внимание государства к условиям развития религиозных свобод, деятельности религиозных организаций и их влиянию на различные области жизни общества достаточно велико. Среди поправок, внесенных в Конституцию 4 июля 2020 года, есть положение о Боге. Поправка о «памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога» – впервые в Конституции появляется не абстрактная религия, а само слово Бог. Его вписали в главу 3 – о федеративном устройстве, в контексте исторически сложившегося государственного единства. Смысл этой поправки состоит в том, что вера в Бога и сохранение единства страны должны найти отражение в Конституции, однако принцип светского государства останется незыблемым.
Классическая теория секуляризации, предполагавшая, что роль религии будет последовательно снижаться, во второй половине ХХ века оказалась в кризисе. Россия переживает период религиозного возрождения. В 1990-е и 2000-е годы в России начался процесс религиозного возрождения, о чем свидетельствует социологические исследования уровня, характера, динамики религиозности, предпосылок и факторов, формирующих религиозную ситуацию в стране, тенденций и перспектив ее развития .
По результатам опросов фо
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические концепции анализа религиозности 9
§1 Классические теоретические подходы к изучению религиозности 9
§2 Современные исследования религиозности 15
Глава 2. Современная религиозность и религиозная идентичность 24
§1 Особенности религиозности россиян (на примере исследования РМЭЗ НИУ ВШЭ) 24
§2 Факторы, влияющие на формирование религиозной идентичности студентов (на примере студентов ННГУ им. Лобачевского) 41
Заключение 55
Список использованной литературы 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
Список использованной литературы
Интернет-ресурсы
1. Исследование ФОМ «Верующие и неверующие», 1997 [Электронный ресурс]. Доступ через <http://bd.fom.ru/report/map/of041401>. [Обращение к документу: 09 ноября 2020]
2. Исследование ФОМ «Ценности: религиозность», 2013 [Электронный ресурс]. Доступ через <http:// fom.ru/Tema-predlozhena-polzovatelem/10953>. [Обращение к документу: 26 ноября 2020].
3. Исследование ФОМ «О влиянии РПЦ на разные сферы жизни страны», 2020 [Электронный ресурс]. Доступ через <https://fom.ru/TSennosti/14371>. [Обращение к документу: 14 мая 2021].
4. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ [online]. Доступ через <https://www.hse.ru/rlms/spss>. [Обращение к документу: 20 сентября 2021].
Монографии
1. Белл, Р. Социология религии / Р. Белла // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. – Сокр. Пер с англ. В.В. Воронина, Е.В. Зиньковского. – М.: Прогресс, 1972. – С. 265 – 282.
2. Бергер, П. Священная завеса. Элементы социологической теории религии / Питер Бергер. – Пер. с англ. Р. Сафронова. – М.: Новое литературное обозрение, 2019. – 208 с.
3. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Вебер М. Избранные произведения. – Пер. с нем.; сост., общ. ред. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. – С. 61 – 272.
4. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / Э. Дюркгейм. – Пер. с фр. А. Апполонова и Т. Котельниковой. Под науч. ред. А. Апполонова. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. – 736 с. – ISBN 978-5-7749-1370-1.
5. Зиммель, Г. Религия. Социально-психологический этюд / Г. Зиммель // Избранное. Том 1. Философия культуры. – М.: Юрист, 1996. – С. 545 – 606.
6. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс – Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 270 с. – ISBN 5-7567-0225-3.
Статьи
1. Аринин, Е.И. Особенности религиозности студентов / Е.И. Аринин, Д.И. Петросян // Социологические исследования. – 2016. – № 6 – С. 71 – 77.
2. Беликова, Е.О. Поиски стратегии социологического изучения религиозной идентичности / Е.О. Беликова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2018. – № 2 (144). – С. 116 – 127.
3. Гришаева, Е.И.
Тихомиров проанализировал данные собственного эмпирического исследования. Автор исследовал московских студентов (прежде всего православных). Он так же, как Е.Е. Кутявина и Д.И. Ивашечкина, отмечает не самое ответственное отношение студентов к ритуалам, текстам и обрядам. Это в свою очередь приводит к неопределенности религиозного сознания. Тихомиров утверждает, что религия является связующим звеном между поколениями, семья главным образом формирует религиозность. Как отмечает социолог, религиозность более выражена у мусульман, чем у православных.
Вопрос о связи религии и семьи, брака в российском обществе приобретает особую актуальность в связи с происходящими изменениями возрождением религиозности обществе: к первому поколению верующих добавляются и приходят ему на смену верующие во втором и третьем поколениях.
Проведенный анализ К.С. Дивисенко, А.Э. Белов, О.В. Дивисенко показал, что семья является одним из ключевых агентов религиоз