Диагностика творческих способностей в дошкольном возрасте

Скачать курсовую работу, в которой рассматривается диагностика творческих способностей в дошкольном возрасте
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
27.08.2023
Объем файла
154 Кб
Количество страниц
38
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Творчество не является новым предметом исследования. Проблема человеческих возможностей вызывала большой интерес у людей во все времена. Однако в прошлом у общества не было особой потребности овладевать творчеством людей. В дошкольном возрасте общая одаренность еще не жестко дифференцирована на интеллектуальную и творческую составляющие.  Эта дифференциация начинается в школе и направлена в первую очередь на развитие конвергентного мышления и скоростного интеллекта (уроки математики), в то время как общая креативность и частные творческие способности (рисование, сочинение стихов и музыки) часто остаются недостаточно развитыми.  По мнению многих авторов, креативность проявляется как поведение при относительном отсутствии угроз и принуждения со стороны других.  В свою очередь, творчество — это восприятие, реакция, действие или общение человека, который не стеснен другими и находится в непринужденной атмосфере. Когда человек чувствует угрозу со стороны окружающей среды, он становится осмотрительным и заторможенным, боится свободно выражать свои мысли. 

 

Содержание
Введение……………………...…………………………………..…………...…..3
Глава 1. Проблема развития креативных способностей в психологической науке ……………………...………………………………………………......…………..4
1.1 Феномен креативности в психологии………………………….…...………..5
1.2 Психологические особенности дошкольного возраста………...……..…..10
1.3 Личностные особенности креативных детей………..……………………..21
1.4 Условия успешного развития креативности у дошкольников……………24
Глава 2. Эмпирическое исследование креативности и интеллекта дошкольников………………………….…………………………………..…….27
2.1 Организация и методики исследования…………………...……………….27
2.2 Рекомендации по повышению уровня креативности у дошкольников…..30
Заключение………….………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………..……………34

Список использованных источников
 
1.  Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К.А. Торшина // Вопросы психологии. - 1998. - №4. - С.123 - 132. 
2.   Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие /Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Культура, 2005. – 304
3. Тафель, Р.Е. Анализ исследования творческих способностей в американской психологии / Р.Е. Тафель // Вопросы психологии. - 2002. - №4. - С.166 - 174. 
4. Гиндилис, Н.Л. Динамика развития творческих способностей: Н.Л. Гиндилис // Психология и социология образования: тезисы докладов конференции молодых учёных и специалистов, Москва, 8 апреля 2006 г. - М., 2006. - С.188 с. .
5.  Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: учебное пособие/Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 208 с. . 
6. Дунчев, В.Н. Исследование когнитивных стилей в связи с проблемой креативности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. / В.Н. Дунаева. - Л.: 1985. - 58 с. 
7. Гурова, Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности / Л.Л. Гурова // Вопросы психологии. - 1991.№ 6. - С.63 - 72. .        
8. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное особие / В.Н. Белкин. - М.: Владос, 2000. - 321 с.
9.  Эльконин, Д.Б. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/ Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 1994. - 356 с.      
10. Матюшкин, A. M. Одаренные и талантливые дети. / А.М. Матюшкин, Д.А. Седых // Вопросы психологии. - 1982. - №4. - С.88-97
11. Степанов, В.Г. Психология одаренности детей и подростков: учебное пособие /В.Г. Степанов. - М.: Прогресс, 1991. - 321 с. .        
12.  Грузенберг, С.О. Психология творчества. Введение в психологию и теорию творчества: учебное пособие / С.О. Грузенберг. Т.1. - Мн.: Знание, 1993. - 162 с. 
13.  Теплов, Б.М. Способность и одаренность: учебное пособие / Б.М. Теплов. - М.: Академия, 1985. - 461 с.
14.   Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности: учебное пособие / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. - 448 с. .      
15.  Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности: учебное пособие / И.П. Ильин. М.: Наука, 1983. - 243 с.

 

Исследовательская активность обеспечивает продуктивные формы мышления, результаты которых выражаются в порождении и решении проблемных ситуаций и творческих проблем (А.Я. Пономарев, А.В. Брушлинский, Ю.Н. Кулюткин, О.К. Тихомиров, A. M. Матюшин). Исследовательская активность ребенка приводит к открытию мира, порождению образов, становлению перцептивных и сенсорных эталонов (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков), составляющих первичные знания ребенка о мире. Исследовательская активность проявляется у одаренных детей как широкая и "бескорыстная" любознательность по отношению ко всему новому для ребенка (М.И. Лисина, Дж. Берлайн). Однако, наличие у ребенка одаренности далеко не всегда означает, что он получает "зеленый свет" в своём развитии в обществе. Возможна ситуация, когда одаренность может остаться незамеченной родителями и близким окружением. Многочисленные зарубежные исследования одаренности показывают, что для реализации творческого потенциала ребенка необходимо наличие целого ряда социальных и психологические условий (Б. Уайт, П. Торено, П. Кляйн, Дж. Фельдхьюсен, Б. Блум и др.). Сильные и слабые стороны ребенка с признаками умственной одаренности взаимосвязаны, переходят друг в друга.  Например, капризы, упрямство, в той или иной мере присущие многим детям, при более высоком уровне интеллекта выступают резче, заметнее. Это относится и к проявлениям нежелания, неумения преодолевать повседневные учебные трудности. Характер личностных проблем дошкольника с высоким уровнем креативности во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки. Существует мнение, что личностные трудности одаренных детей еще больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки своих возможностей в различных областях деятельности, в том числе в общении. Таким образом, многими исследователями описаны особенности личности креативных детей. Г.В. Бурменская и В.М. Слуцкий выделяют перфекционизм детей - внутреннюю потребность совершенства, что часто приводит к критическому отношению к собственным достижениям и заниженной самооценке.