Изучение рефлексии у студентов (3 курс специальность психология, 18-20 лет)
Введение
Психическое здоровье является необходимым и важным условием полноценного функционирования и развития человека. С одной стороны, оно обеспечивает адекватное выполнение человеком своих социальных ролей, с другой, создает возможность непрерывного развития в течение всей жизни. Поддержка психологического здоровья является одной из актуальных задач юношеского возраста, важнейшего этапа становления личности. [31]. Одним из компонентов психического здоровья является рефлексия.
Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад, отражение) – размышление, самонаблюдение, самопознание; обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир, психические качества и состояние, склонность к самоанализу» [13, с. 479].
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный этап развития высшего образования предполагает качественное изменение подходов к определению его содержания, а также форм учебно-познавательной деятельности студентов. Система высшего образования п
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Рефлексия как комплексная детерминанта организации учебной деятельности…………………5
1.1Концептуальные подходы к понятию «рефлексия» в науке…………………5
1.2Рефлексивность как характеристика общих способностей……………........9
Вывод по главе 1…………………………………………………………………14
Глава 2 Эмпирическое исследование уровня рефлексии у студентов……….15
2.1. Психодиагностические методики изучения рефлексивности……………15
2.2. Организация и проведение исследования……………………...…………17
2.3. Анализ результатов диагностики…………………………………………..18
Вывод по главе 2…………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….....21
Литература……………………………………………………………………….22
Приложение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы
1. Абрамова Г.С.. Возрастная психология: учебное пособие для студентов, вузов./ Г.С. Абрамова- М., 2010.- 205 с.
2. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. 2-е изд./А.А. Бодалев.- М.: Издательский дом «Энциклопедист-Максимум»; СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2015. — 240 с
3.Варбан М. Ю. Рефлексия профессионального становления в студенческие годы: дис. канд. псих. наук: 19.00.01 "Общая психология, история психологии" / М. Ю. Варбан. – К., 1998. – 181 с.
4. Волкова М. В. Взаимосвязь рефлексии и уровня притязаний в решении мыслительных задач: Дис. ... канд. психол. наук./М.В.Волкова- М., 1989.
5.Bыготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Bыготский – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
6.Галаган А. И. Международные Индикаторы развития образования / А. И. Галаган // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 4. - С. 190-205.
7. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин- Мн.,2001
8. Давыдов В.В. О двух основных путях развития мышления школьников / В.В. Давыдов // Материалы 5 Всесоюзного съезда общества психологов СССР. – Тбилиси, 1971. – С. 686-687.
9.Егорова М.С. Психология индивидуальных различий /М.С.Егорова. – М.: Планета детей, 2010.
10. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.: Издательство: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 370 с.
11.Зинченко В.П. Сознание и творческий акт / В.П. Зинченко. – М.: Языки славянских культур, 2010. – 592 с.
12. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности /А.В.Карпов. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
13. Краткий словарь современных понятий и терминов / под ред. Н. Т. Бунимович. Москва: Республика, 2000. - 669 с.
14. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону. - 2003.
15.Маркова А. К. Психология пр
Рефлексия помогает студентам сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей. [20]
А.А.Бодалев выделяет следующие виды рефлексии:
1. социально-перцептивную рефлексию, направленную на переосмысление и перепроверку субъектом собственных представлений и понятий о познаваемом человеке;
2.личностную рефлексию своего общения с другими людьми и качеств собственной личности, проявляющихся в общении с другими (собственно самопознание);
3.коммуникативную рефлексию, которая состоит в представлении субъекта о том, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие;
4. метарефлексию, то есть представление о том, что думают о себе познаваемые люди. [2]
А.А. Тюков выделяет шесть основных этапов психолог