Права и обязанности застрахованных лиц в системе ОМС
ВВЕДЕНИЕ
По данным Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), ежегодно в суды направляется около 500 исков о защите прав застрахованных лиц на бесплатное получение медицинской помощи в системе ОМС. Это действительно не очень много. В судебном порядке с медицинских организаций при медико-юридической поддержке СМО в 2016 г. взыскано всего 27 млн. рублей. Но столь низкое число судебных исков связано с боязнью пациентов жаловаться на медицинские организации, а также с тем, что доказать свою правоту в суде пациенту бывает крайне сложно. В этой ситуации очень актуальным становится знания пациента о своих правах и обязанностях при обязательном медицинском страховании. Объектом исследования послужили правоотношения, возникающие при страхованию по обязательному медицинскому страхованию. Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в области ОМС. Цель исследования: провести анализ правового регулирования прав и обязанностей в области ОМС.
Задачи исследования:
- рассмотрение роли обязательного медицинского страхования в современной России;
- рассмотреть тенденции развития нормативно-правового регулирования обязательного медицинского страхования в России;
- анализ правоотношений, возникающих между субъектами страхования ОМС;
- рассмотрение системы прав и обязанностей по ОМС;
- рассмотрение проблем и перспектив правового регулирования прав и обязанностей при страховании по ОМС.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………... 3
Глава 1. МЕСТО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДЕЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ…. 5
1.1 Роль обязательного медицинского страхования ………………………. 5
1.2 Тенденции развития обязательного медицинского страхования в России………………………………………………………………………. 5
Глава 2. СИСТЕМА ПРАВ И ОБЯЗАНОСТЕЙ ЗАСРАХОВАНЫХ ЛИЦ В СИТЕМЕ ОМС ……………………………………………………………. 15
2.1 Субъекты правоотношений, возникающих при страховании ОМС...…. 15
2.2 Система прав и обязанностей по ОМС ……………….............................. 17
Глава 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ОБЯЗАНОСТЕЙ ЛИЦ ЗАСТРАХОВАНЫХ ЛИЦ В СИСТЕМЕ ОМС. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ …………………………… 26
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / [Текст].
2. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» / [Текст].
3. Указ Президента РФ от 26.06.1998 № 729. «Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // СЗ РФ. – 1998. – № 27. – Ст. 31–47 / [Текст].
4. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
5. Арыкбаев Р. К. Организация финансовой системы здравоохранения: теория и практика: моногр. / В. Г. Акишкин, Р. К. Арыкбаев и др. – Волгоград: Волгоград.науч. изд-во, 2010. – 405 с.
6. Лазарова Л.Б., Вильмс Т.А. Проблемы реформирования системы ОМС / Л.Б. Лазарева, Т.А. Вильмс [Текст] // Российское предпринимательство. – 2012. – №16 (214).
7. Лазарева А.Н., Мельник И.А., Разумовская Е.А. Значимость страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2015. № 2. С. 77-81.
8. Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. Страховое дело: Учебное пособие для вузов / Б.Ю. Серебриновский, В.Н. Гаркуша [Текст]. – Ростов н/Д: «Феникс», 2013.
9. Смирнова М.Б. Страховое право: Учебное пособие / М.Б. Смирнова [Текст]. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
10. Пастухов Б.И. Стратегия развития российского страхового рынка и национальные приоритеты / Б.И. Пастухов [Текст] // Реформирование российского страхового рынка в контексте вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве РФ и ЕС и предстоящего вступления в ВТО: Материалы международной научно-практической конференции (8–9.12.1998) / Под ред. И.Б. Котлобовского. – М.: МГУ. Экон. факультет: ТЕИС, 1999.
Столь же важно развитие общественных организаций, способных участвовать в определении приоритетных направлений развития местного здравоохранения, защите прав пациентов, информировании граждан. Эти и многие другие функции могут выполнять различные общества, в том числе, организации, объединяющие больных с определенными заболеваниями (например, общества больных астмой, диабетом; общества больных, ожидающих плановую операцию). За рубежом такие организации уже давно существуют. Необходимо также повысить роль застрахованного в системе ОМС. Он должен реально выбирать страховщика и обеспечивать обратную связь в этой системе – по результатам своего лечения давать «сигналы» страховщикам, какие медицинские организации и какие врачи пользуются его доверием. Только так можно поддержать наиболее эффективные звенья оказания медицинской помощи. В более отдаленной перспективе в России вероятен переход к медико-социальному страхованию. Необходимо отметить, что в 1994 году ВОЗ и Международное бюро труда опубликовали документ под названием «Социальное страхование здоровья. Руководство по планированию». Руководство предназначено для стран, которые рассматривают возможность введения социального страхования здоровья, вместо существующей системы здравоохранения или в дополнение к ней. Примером страны, которая на основе обязательного медицинского страхования, последовательно развивая идею социальной рыночной экономики, создала систему социального страхования здоровья, можно считать Германию. В соответствии с Кодексом социального права Германии система социального здоровья этой страны обеспечивает населению все необходимые виды профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, социальные услуги (уход, помощь по хозяйству), выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по случаю смерти.