Психолого-педагогическое сопровождение формирования личностной готовности к школьному обучению.
ВВЕДЕНИЕ
Поступление в школу знаменует собой начало нового периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий для того, чтобы сделать школьное обучение ребенка не только эффективным, но и полезным, приятным и желанным для детей. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Адекватное и своевременное определение уровня психологической готовности к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление школьной неуспеваемости. Поэтому изучение этого вопроса, во избежание различных проблем, всегда будет актуальным.
Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Среди компонентов интеллектуальной, личностной готовности он выделил такой существенный компонент э
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты психологической готовности к школьному обучению……………………………………………………. 5
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста……………………………………………………………………5
1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к школе……………………………………………………………... 8
Условия эффективной подготовки детей к обучению в школе ……………………………………………………………………………...10
Выводы по первой главе…………………………………………………. 13
Глава 2. Методологические аспекты исследования психологический готовности к школьному обучению…………………………………….. 14
2.1 Диагностика психологической готовности к школьному обучению………………………………………………………………….. 14
2.2 Возрастные факторы, влияющие на психологическую готовность к школьному обучению………………………………………………….. 19
2.3 Рекомендации для родителей по формированию личностной готовности к школьному обучению……………........................................ 22
Выводы по второй главе…………………………………………………. 24
Заключение………………………………………………………………… 25
Список литературы....………….…………………………………………… 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андросова Ю.В. Психологическая готовность к школе как фактор обеспечения преемственности основных общеобразовательных программ дошкольного и начального образования // Сибирский педагогический журнал. 2017. №3 С.237-240.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2009. — 398 с.
Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, -М: 2008.
Венгер, А.А. Ваш ребенок идет в школу. - М., 2009. - С. 3 - 59.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2011.
Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2014. - №6. - С. 4-8.
Выготский, Л.С. Психология М, Из-во ЭКСМО Пресс. 2018. 1008 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Питер, 2013. — 208 с.
Донцов Д.А., Власова С.В., Тихолаз О.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №50-1.
Кисова В. В. Формирование саморегуляции как компонента психологической подготовки к школьному обучению у старших дошкольников // Фундаментальные исследования. 2014. №8-4.
Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: Академический проект, 2015. – 420 с.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
Матвеева М.А. Психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью в развитии внимания // Приволжский научный вестник. 2016. №2 (54) С.164-167.
Никитин А.А., Макарова М.В. Сравнительный анализ интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению в полных и неполных семьях // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. №1 (13) С. 84-88.
Орлянская Ю.Б. Моделирование
Подготовка детей к школе — многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе
Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса.
Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отличии от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, г