Богословское наследие митрополита Симона: анализ и значение для современности
Введение
Центральное место в нравственном учении Христианства занимает понятие о личном подвиге христианина в деле духовного совершенствования. В особенности же понятие подвига распространяется на служение пастыря, как совершителя Божественных Таинств и духовного руководителя народа Божия. Особенность пастырства заключается в том, что личный подвиг пастыря не является только его достоянием, духовное возрастание священнослужителя оказывает воздействие и на его паству, попечение о которой вверено ему Самим Христом. Исключительную и чрезвычайную роль в воздействии на паству играет проповедничество как способ взаимообщения пастыря и паствы, направленного на обновление внутреннего мира человека посредством познания благодати Божией.
Проповедь – это величайший подвиг пастыря. Святитель Игнатий (Брянчанинов): ?Святые отцы завещали избирать не прелестного наставника, не прелесть которого должна познаваться по согласию учения и жизни его со Священным Писанием и с учением духоносных отцов.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Становление митрополита Симона, как ученого богослова и проповедника 6
1.1. Становление митрополита Симона как проповедника 6
1.2. Служение на Рязанской кафедре 11
1.3. Уход на покой. Окормление паствы словом проповеди 18
1.4. Личные качества митрополита Симона как проповедника 21
Глава 2 Научно-богословское наследие митрополита Симона
2.1. Научно-богословское наследие митрополита Симона и его влияние на характер проповедничества Владыки 28
2.2. Классификация проповедей по форме и содержанию 36
2.3. Методология проповеди митрополита Симона 42
2.4. Восприятие проповедей митрополита Симона 44
Заключение 48
Список литературы 50
БИБЛИОГРАФИЯ
Библиографические ссылки:
1. Шавранова О.И. Игнатий Брянчанинов // М., 2011 – c. 315.
2. Сойкин П.П. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского // Санкт-Петербург 1912 – с. 234.
3. Булатова Л. 30-летие архипастырского служения митрополита Рязанского и Касимовского Симона. // ЖМП – 2006 - № 9 – с. 35.
4. Там же. - с. 35.
5. Почетные граждане города Рязани: 1975-2001. – Рязань, 2002 – с. 75.
6. Ювеналий (Поярков), митр. Человек Церкви. – Московская епархия, 1999 – с.334.
7. Почетные граждане города Рязани:1975-2001. – Рязань, 2002 – с.75.
8. Там же. - с.75.
9. Ветелев А., прот. Путь к пробуждению: сборник великопостных и пасхальных поучений и бесед. – М., 2002 – с.4.
10. ПРАВОСЛАВИЕ.RU. Воспоминания протоиерея Владимира Правдолюбова. Часть 3: отец Петр Чельцов и владыка Симон (Новиков). Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/guest/070328110849.htm.
11. Там же. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/guest/070328110849.htm.
12. Булатова Л. 30-летие архипастырского служения митрополита Рязанского и Касимовского Симона. // ЖМП – 2006 - № 9 – с.36.
13. Трофимчук М.Х. Академия у Троицы. Воспоминания. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005 – с.363.
14. Симон (Новиков), митр. Воспеваю благодать Твою, Владычице. – Рязань, 2004 – с.37.
15. ПРАВОСЛАВИЕ.RU. Воспоминания протоиерея Владимира Правдолюбова. Часть 3: отец Петр Чельцов и владыка Симон (Новиков). Режим доступа: http.
16. Евсина И
Приехал по весне 2003 года, поездка была кратковременной. Он осмотрел обитель, а уже летом приехал насовсем. Он, как когда-то много лет назад Святитель Игнатий (Брянчанинов), избрал это место для тихих молитв и трудов.
Разруха на время приезда владыки на территории обители царила такая, что сперва он обитал у сестры в деревне Кишаново, а монастырь посещал только тогда, когда совершались богослужения. Общими усилиями прихожан и братии началась реставрация церкви святителя Иоанна Златоуста, были разбиты клумбы, а весной на деревьях установили даже скворечники. Рязанцы организовали также сбор средств для строительства в монастыре двух добротных деревянных домов для владыки Симона и тоже перебравшегося сюда на покой архиепископа Ярославского и Ростовского Михея. Оба здания, возведенные в старинных традициях, оказались очень похожи и по величине, и по стилю.
Последние годы Владыка со стойкостью переносил и преодолевал свои немощи. Еще встречался