Изучение агрессии и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Проблема агрессивного поведения активно исследуется в настоящее время в психологии. Психологическая и педагогическая практика, обращение за помощью родителей свидетельствует о растущем количестве проявлений детской агрессии, что требует детального и всестороннего изучения проблемы агрессивности в раннем возрасте, причин ее возникновения, условий и факторов, которые провоцируют деструктивное агрессивное поведение. Это позволит эффективно освящать проблему в широких кругах, а также разрабатывать новые возможности и подходы к психологической коррекции агрессивного поведения у детей.
Проблематикой агрессивности и агрессии занимались известные психологи: А.Г. Долгова, К.Е. Изард, А. Адлер, Э Фромм, А.А. Реан, К. Лоренц, А. Басс, К.Г. Юнг, З. Фрейд, Д. Ричардсон, Р. Бэрон, Д. Доллард, Зильманн, Л. Берковиц и др. Проблема агрессивного поведения широко освещается в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейн, Н.Д. Левитова, А.К. Осницкого, Т.Г.Румянцевой, О.Ю. Михайловой, В.В. Бойко, Л
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ КАК ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ХАРАКТЕРА, ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ 5
1.1 Понятие агрессивности и агрессии 5
1.2 Особенности агрессивности детей старшего дошкольного возраста 9
1.3 Возможности психологической коррекции агрессивности 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОСТИ КАК ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ХАРАКТЕРА 16
2.1 Организация и методы исследования 16
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 18
2.3 Практические рекомендации по снижению агрессивности у детей дошкольного возраста 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
2. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 183 с.
3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковец. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 510 с.
4. Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12476
5. Ениколопов, С. Н. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри / С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский // Психологический журнал. – 2007. – № 1. – С. 115-124.
6. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2014. – 368 с.
7. Касимова, З. Г. Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 111-15. URL: http://e-koncept.ru/2015/95066.htm
8. Левитов, Н. Д. Психическое состояние агрессии / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1972. – № 6. – С. 168-171.
9. Малкина-Пых, И.Г. Телесная терапия / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 752 с.
10. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков / Ю.Б. Можгинский. – СПб.: Издательство «Лань», 2009. – 328 с.
11. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога в образовании / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2000. – 276 с.
12. Осницкий, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 61-68.
13. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
14. Психокоррекционная
В зависимости от форм проявления агрессии, выявлены 3 категории детей:
Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Активные, целеустремленные, смелые, склонные к риску. Экстраверты. Характерны лидерские качества при низком уровне самоконтроля. Поведение импульсивное, отсутствует социализация желаний.
Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Выраженная психическая неуравновешенность, депрессивность, устойчивость к фрустрации. Такие дети очень чувствительны к оценкам и действиям окружающих; часто наблюдается внутренний конфликт.
Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Импульсивны, характерен низкий уровень самоконтроля. Характеризуются низкой осознанность своих действий, несформ