Психологические особенности проявления этнической толерантности у студентов российских вузов
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая курсовая работа посвящена изучению одного из видов толерантности – этнической толерантности, и исследует уровень и особенности ее проявления у студенческой молодежи России.
Актуальность. Тема данной работы является актуальной, так как самой чувствительной к проблеме поликультурной коммуникации группой является студенческая молодежь. Это одновременно актуализирует вопрос толерантности среди современной молодежи относительно представителей других этнических групп. Более того, от студентов – будущих специалистов в основном и зависят перспективы решения вопроса противодействия ксенофобии, предотвращения терроризма, проявлений экстремистского поведения среди граждан. Поэтому важное значение приобретает не только доосмысление, операционализация понятия этнической толерантности в категориальном поле психологии, но и выработка необходимых психолого-педагогических технологий для ее формирования у студенческой молодежи. Сложная в данный момент этнополитическая ситуация
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ» 6
1.1 Определение и содержание понятия «толерантность» 6
1.1.1 Виды толерантности 12
1.2 Этническая толерантность 15
1.2.1 Толерантность и интолерантность в межэтническом взаимодействии 20
1.2.2 Особенности проявлений этнической толерантности у студентов 27
1.3 Формирование этнической толерантности у студентов 29
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ РОССИИЙСКИХ ВУЗОВ 35
2.1 Методическое обеспечение исследования 35
2.1.1 Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) 36
2.1.2 Типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) 38
2.2 Анализ результатов проведенного эмпирического исследования 41
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. 2003. № 3. С.78-82.
2. Авксеньев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев A.B. Региональная, конфликтология: концепты и российская практика / Под ред. чл.-корр. РАН М.К. Горшкова. М.: Альфа-М, 2008. С. 568.
3. Аджиева Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. 2-е изд., стереотип. М., 2003. С. 85-92.
4. Анциферова Н.Г. Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития. Автореф. дис. кандидата социологических наук. М., 2007.
5. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие; Отв. ред. Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1989. С. 243.
6. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа: сб. науч. трудов / А.Г. Асмолов. М.: МГУ, 1998. С. 112.
7. Асмолов А.Г. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача / Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. М., 2012. С. 16–21.
8. Афанасьев И.Н., Петрова Т.Н. Формирование этнической толерантности: учебно-методическое пособие. Чебоксары: Филиал МГОПУ, 2006. С. 79.
9. Баева Л.В. Молодежный экстремизм в современной России / Л.В. Баева. НЦПТИ, 2015. С. 16-21.
10. Байкова О.В. Этническая идентичность как динамический процесс: параметры этнической идентичности / О.В. Байкова // Сборник тезисов по итогам Профессорского форума 2019 «Наука. Образование. Регионы». Москва: Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание», 2019. С. 172-174.
11. Бакулина С.Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. М.: Флинта. Наука, 2014. С. 112.
12. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности: автореф. на соиск. доктора психол. наук: (19.00.05) / Бардиер Галина Леонидовна. СПб., 2007. С. 46.
13. Брандт З.В. Толерантность и интолерантность: два полюса одной культуры // Ломоносовские чтения. М., 2002.
14. Виниченко В.А. Формирование межэтнической толерантности у студентов в процессе профильного обучения // Вестник ЯГУ. 2009. №3. С. 76-81.
15. Вислова А.Д. Формирование толерантной личности — стратегическая задача образования // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4. С.154-162.
16. Волков Н.Д. Этническая толерантность в структуре феномена толерантности / Н.Д. Волков // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 5. С. 350-354.
17. Выготский
В основе терпимости и толерантности лежит терпение как психическое состояние, включающее в себя способность переносить напряжение; сдерживание и подавление при необходимости чувств, мыслей, привычек; самообладание; самоконтроль. Затем данное психическое состояние трансформируется в личностное свойство - терпеливость - «помогающее переносить жизненные невзгоды и страдания, и, постепенно обогащаясь эмоциональной уступчивостью, перерастает в толерантность». Таким образом, терпение способствует формированию толерантности. При этом «принятие как другой психологический механизм толерантности отступает на второй план и может вообще не актуализироваться», т.е. в зависимости от ситуации человек может проявлять или не проявлять терпение (Клепцова, 2004. С. 33).
В рамках педагогической литературы проблема толерантности затрагивалась в работах многих педагогов прошлого и настоящего. Такие представители данного научного направления как Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, К.Н.Венцель высказывали идеи, близкие к идее толерантности.
В современной педагогической науке идеи толерантности встречаются в работах педагогов-новаторов Ильина E.H., Лысенковой С.И., Амонашвили Ш.А., Шаталова В.Ф. Амонашвили Ш.А. считает, что в управлении обучением и во